Фильм "Довлатов" Алексея Германа-младшего, который был отмечен на международном уровне, в некотором роде ознаменовал собой начало нового процесса обращения современного кинематографа к жизни и творчеству советских писателей. Обозреватель "РГ" выбрала несколько наиболее заметных проектов в этом направлении.
1. "Три минуты молчания" Георгия Владимова
Режиссер Борис Хлебников, чей фильм "Аритмия" полюбился многим, вместе с соавтором сценария этой же картины Натальей Мещаниновой взялись за экранизацию книги Георгия Владимова "Три минуты молчания". "Это роман, который был написан в начале 70-х годов. Действие происходит в это же время в Мурманске. История парня, рыбака, который собирается в последний для себя, как он считает, рейс. Но больше он не хочет ловить рыбу... Это жанровая приключенческая книжка. Она мне нравится тем, что там очень большой фон. Там есть конфликтная ситуация, кораблекрушение, шторм, много стихий. Самая интересная из стихий - мужское сообщество, которое заперто на судне на две недели во время шторма. И это очень простая частная история человека и его жизненного кризиса", - рассказывал режиссер в интервью. Действие фильма будет перенесено в современность. Оператором станет Алишер Хамидходжаев - тот же, что снимал и "Аритмию". Хлебников говорит, что после продюсера Натальи Дрозд Алишер - тот человек, который заставил его прочитать книгу Владимова. Главную роль, возможно, снова сыграет Александр Яценко. Съемки намечены ближе к осени. Кстати, это будет самый высокобюджетный фильм Хлебникова. При этом режиссер говорит о том, что не намерен гоняться за спецэффектами, он хочет снимать кино в документальной манере.
2. "Момент истины" Владимира Богомолова
Роман Владимира Богомолова "Момент истины", он же "В августе 44-го", был экранизирован в 2001 году Михаилом Пташуком. Но на защите проектов в Фонде кино компаниями-лидерами было заявлено о новой его экранизации. И уже известны результаты. Проект поддержан материально, это значит: фильму - быть. Но съемки планируют начать только осенью 2019 года, так что кино дойдет до зрителя в 2020-м. Историческая военная драма режиссера Олега Погодина, известного зрителям по фильму "Дом", еще раз в новом прочтении расскажет об операции "Багратион". "Мы говорим о конце операции "Багратион", одной из величайших операций в истории человечества. Войска стояли на границе, они "срубили" известный "Белорусский балкон", клин немецких войск, который невозможно было представить себе разбитым. Это история, напоминающая своим масштабом великие античные стратегические успехи", - сказал продюсер Анатолий Максимов, представляя кино. По замыслу авторов, полноценным героем фильма должен стать лес, куда попадают персонажи, он будет отражать их внутреннее состояние. Действие картины разворачивается в Западной Белоруссии, там же будет проходить и основная часть съемок. Кто сыграет главные роли - пока неизвестно, но понятно, что фильм собираются сделать зрительским и рассчитывают на большие сборы в прокате.
3. "Один день Ивана Денисовича" Александра Солженицына
За непростую работу экранизировать повесть, с которой начался взлет Солженицына в литературе, взялся мощный режиссер, классик российского и советского кинематографа Глеб Панфилов. Напомним, что на его счету уже экранизации произведений Максима Горького "Васса" и "Мать" и работа над 10-серийным фильмом "В круге первом", снятом также по роману Александра Солженицына. Этот сериал вышел в 2006 году, главные роли в нем сыграли Евгений Миронов и Дмитрий Певцов. Главные роли в фильме "Один день Ивана Денисовича" исполняют Филипп Янковский и Евгений Миронов. Стоит вспомнить, что в сериале Глеба Панфилова "В круге первом" Миронов сыграл Глеба Нержина - альтер эго автора. Кандидатуру актера тогда одобрили сам Александр Солженицын и его жена. А съемки картины уже проходят, в том числе и в центре Москвы, - на Красной площади и Васильевском спуске с проездом по Кремлевской и Москворецкой набережным. Обещано, что картина выйдет на экраны уже в конце 2018 года. Кстати, впервые повесть "Один день Ивана Денисовича" была экранизирована в 1970 году в Норвегии.
4. "Февральский дневник" - по мотивам произведений Ольги Берггольц и по воспоминаниям блокадников
Режиссер Андрей Зайцев завершил съемки картины "Февральский дневник". Он в этой картине - также автор сценария и продюсер. В самый тяжелый, 1942 год блокады Ленинграда, в феврале, молодая женщина решает идти пешком через весь город к своему отцу, чтобы попросить у него прощения и попрощаться с ним. Она похоронила мужа и чувствует, что тоже умирает. Долгий путь к смерти в результате становится для нее возвращением к жизни. В фильме много компьютерной графики. В главной роли снялась актриса Ольга Озоллапиня, которая сыграла в предыдущей работе Андрея Зайцева - фильме "14+".
Вслед за фильмом о писателе Сергее Довлатове зрителя ждет картина об известном советском драматурге Александре Вампилове. Проект "Облепиховое лето" снимался на студии "Лендок". Время действия - лето 1967-го. Александру Вампилову вот-вот исполнится тридцать. Дописана "Утиная охота". Кажется, столичные театры начнут ставить пьесы молодого драматурга... Мы уже знаем, что при жизни Вампилов не увидит в театре ни одной своей пьесы. Зато потом его будут ставить наперебой. Новое поколение уже знает и фильм Александра Прошкина "Райские кущи", поставленный по "Утиной охоте", где Зилова сыграл Евгений Цыганов. Но в прошлом веке все было по-другому, и в 1972 году Вампилова уже не стало.
В главных ролях в фильме "Облепиховое лето" - Андрей Мерзликин и Сергей Каплунов, который играет Николая Рубцова. Автор сценария - Ольга Погодина-Кузмина. Фильм - режиссерский дебют в игровом кино Виктора Алферова. "Байопики - очень сложный жанр, - говорит Ольга Погодина-Кузмина, - но справляется с ним тот, кто не боится художественного осмысления темы. Когда идут по биографии, перечисляя факты, - это самый неудачный ход. Мы постарались понять художника через художественный образ". "Я беру историю Вампилова и его отца, которого писатель не видел, потому что он был расстрелян. Через фильм проходит тема безотцовщины", - говорит Виктор Алферов. "В нашем деле важно быть смелым. Как сказал Шукшин: "Я - смел, и я - прав". С одной стороны, можно долго рефлексировать по поводу соответствия точной реконструкции этого человека. Я выбираю второе", - говорит Андрей Мерзликин. И продолжает: "Вампилов - это Гагарин: один из первых в советской драматургии, тот, кто сделал неожиданный шаг вперед, кто вынес на сцену правду".