Не секрет, что многие жители Дальнего Востока, выходя на пенсию, покидают регион, но оставляют за собой местную прописку и жилье. Уезжают и молодые - в поисках достойной работы, нормального медобслуживания и хорошего образования для детей.
Так в заселенных многоквартирных домах одна за другой появляются пустующие ячейки. Коммунальные платежи и взносы на капитальный ремонт на них исправно начисляются, но собственники, которые, как правило, не планируют возвращаться под старый кров, ничего не платят.
- Брошенные квартиры стали серьезной проблемой для муниципалитетов, - говорит председатель Законодательного собрания Амурской области Константин Дьяконов. - Продать такое жилье нереально - в поселках нет достаточного спроса. Отключить его для экономии от коммунальных сетей, сделать автономным - технологически невозможно.
Между тем растут долги за жилищно-коммунальные услуги. Суды выносят решения, обязуя собственников возместить расходы на отопление. В документах значатся суммы по 300 и более тысяч рублей, в то время как за саму квартиру, если умудриться ее продать, больше 20 тысяч не выручить.
Обосновавшиеся в более теплых краях владельцы "брошенок" то и дело шлют в органы местного самоуправления обращения о деприватизации северной собственности. Но федеральные законы "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривают только один вариант: граждане вправе передать государству или муниципалитету жилые помещения, свободные от обязательств и являющиеся для них единственным местом проживания, и продолжать жить там на условиях социального найма.
Но пустующие квартиры в подавляющем большинстве случаев - это вторая, а то и третья недвижимость северян. Поэтому сельсоветы отказываются принимать "подарки" от бывших односельчан. К тому же, прежде чем вести речь о деприватизации, нужно погасить задолженность по коммунальным платежам.
Тындинский районный Совет народных депутатов предлагает внести поправки в законодательство и разрешить гражданам, приватизировавшим жилье на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах, передавать его в государственную или муниципальную собственность, даже если такая квартира не единственная.
- Но палка о двух концах, - напоминает Константин Дьяконов. - Если мы принимаем такое решение, то все бремя содержания деприватизированного жилья ляжет на муниципалитеты. А на северных территориях они и так находятся в крайне тяжелом финансовом положении.