- С использованием телеуправляемого необитаемого подводного аппарата отечественного производства, способного проникать на глубины до 350 метров, обследованы пять подводных лодок, - сообщил Лебединский.
Это подлодки Российского императорского флота "Гагара", "Нарвал", "Кашалот" и "Скат", а также немецкая субмарина UB-14. Лодки были затоплены в 1919 году при отступлении союзников.
Для обследования уникальных подводных объектов - первых русских подводных лодок, затонувших у Севастополя во время революции и Гражданской войны, была организована совместная экспедиция севастопольского отделения Русского географического общества, Министерства обороны РФ и Севастопольского государственного университета.
Ее участники также обнаружили надводное судно и судно и самолет (вероятно, Як-9) времен Великой Отечественной войны, участвовавший в освобождении Севастополя в 1944 году.
- Объекты находятся на глубине от 60 до 80 метров, исследования продолжаются, - отметил Лебединский. - После их окончания возможен подъем отдельных предметов для экспозиции в музеях Севастополя.
Он также отметил, что субмарины были случайно обнаружены в 1980-х годах экипажем исследовательской подводной лаборатории "Бентос". В период 2010-2018 годов дайверами были найдены почти все подводные лодки русского флота, затопленные в 1919 году, после чего их начали исследовать.
Справка "РГ"
"Скат" - малая подводная лодка типа "Касатка", была построена на Балтийском заводе в 1904 году, имела длину 33 метра, подводное водоизмещение - 170 тонн, экипаж - 25 человек.
Подлодки "Нарвал" и "Кашалот" (1915 и 1916 год) строились на Невском заводе в Санкт-Петербурге, сборка осуществлялась в Николаеве. Длина 70 метров, водоизмещение 994 тонны, экипаж 47 человек.
Подлодка "Гагара" - одна из 20 лодок типа "Барс", выпущенных в Российской империи в 1915-1917 годах. Построена в 1917 году отделением Балтийского завода в Николаеве. Длина 68 метров, водоизмещение 780 тонн, экипаж 33 человека.
UB-14 - малая подводная лодка водоизмещением 142 тонны и экипажем 14 человек. Построена в 1915 году на верфи AG Weser в Бремене.