На рубеже 1970-80-х годов в СССР были построены две подводные обитаемые лаборатории "Бентос -300", не имеющие аналогов во всем мире. До наших дней сохранился лишь первый "Бентос", введенный в строй в 1976 году. Сейчас он стоит у площадки чермета в Инкерманской бухте. Увидеть его можно только с воды. Выглядит он под стать груде металлолома на берегу, как еще один кандидат на порезку. Но под ржавым внешним корпусом - толстая сталь из специального сплава, почти не подверженного коррозии. Благодаря ей, подлодка, которая не используется уже более четверти века, до сих пор на плаву.
- "Бентос" имеет прочный корпус из высоколегированной стали толщиной три сантиметра, - рассказывает руководитель проекта президентского гранта и секции гидронавтики севастопольского отделения Русского географического общества (РГО), бывший старпом "Бентоса" Юрий Брага. - Из такой делают корпуса подлодок. С ней ничего не случилось, даже кое-где осталась заводская краска. А легкий корпус из тонкого металла проржавел. Мы его частично заменим, почистим и снова выкрасим в белый цвет. Внутри наведем порядок и воссоздадим обстановку, в которой работали гидронавты. Для этого у нас сохранились образцы оборудования и приборов.
Брага вспоминает, как впервые увидел подлодку, когда служил в Балаклаве водолазом-разведчиком.
- Стоял на вахте, а эта белоснежная лаборатория первый раз заходит в Балаклавскую бухту. Решил тогда - как отслужу, буду на ней работать, - говорит он.
Оба "Бентоса-300" были построены по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР и переданы специально созданному Севастопольскому экспериментально-конструкторскому бюро подводных исследований (позднее - база "Гидронавт"). Его задачей было изучать места обитания и поведение рыбы, искать новые способы промышленной ловли взамен донному тралению, а в перспективе - научиться восполнять биологические запасы морей и океанов. Здесь были собраны практически все выпущенные в СССР подводные аппараты: "Север-2", "Тетис", "ТИНРО-2", "Лангуст", "Омар", "Риф", работать с ними приезжали ученые со всей страны.
Аппарат мог погружаться на колоссальную глубину - 360 метров и работать там в автономном режиме до 12 суток. Он был спроектирован так, чтобы вести длительные наблюдения под водой на одном участке. По сути, "Бентос" сочетал в себе функции подлодки, подводного дома, водолазного комплекса и научной лаборатории. Он мог долго находиться под водой, но при этом не имел полноценного ходового двигателя, а также вооружения. Вместо них целый отсек занимало лабораторное оборудование, еще один - барокамера и шлюз для выхода водолазов в море. Снаружи работало множество гидрологических датчиков. Кроме этого, гидронавты вели фото- и видеосъемку через иллюминаторы и наблюдательную камеру в нижней части корпуса. На борту размещались 12 человек. Питание лаборатории обеспечивали аккумуляторные батареи.
- Мы почти все время были в море, заходили в порт раз в 10 дней, чтобы пополнить запасы и подзарядить аккумуляторы, - рассказывает Юрий Брага. - "Бентос" проводил исследования в Черном море, самое дальнее, куда уходил, - в Болгарию. Выполнил 135 погружений, более 5000 часов отработал под водой.
С борта велись наблюдения за поведением черноморской промысловой рыбы - хамсы, ставриды, кефали, шпрота, исследовались поля мидий и водорослей, изучалась граница сероводородной зоны. Его также привлекали к поиску затонувших кораблей.
После развала СССР рыбное хозяйство рассыпалось на глазах, стало не до подводных исследований. Дальше события развивались как в кино. Оба "Бентоса" быстро продали коммерсантам из Сибири, которые хотели с их помощью искать сокровища в Карибском море. Но не тут-то было - вышел указ, что все имущество на территории Украины становится собственностью нового государства. "Бентос-2" - на тот момент почти новый, только после докового ремонта, владельцы отбуксировали в Новороссийск. Несколько лет он простоял брошенный у причала и в итоге во время шторма затонул. Поднять его так и не удалось. О нем снова вспомнили, когда в Цемесской бухте началось строительство западного мола, куда планировали перебазировать подлодки Черноморского флота. Его разрезали и в 2012 году подняли по частям силами Спецстроя России, после чего отдали на утилизацию.
А "Бентос-1" остался в Севастополе. Его несколько раз перепродавали, хотели пустить на металлолом. В начале нулевых на борт проникли охотники за цветным металлом, свинтили заглушки, лаборатория набрала воды и затонула.
- Четыре года пролежала на дне Инкерманской бухты, из воды торчала только рубка, - вспоминает Брага. - Тогда наш электромеханик Женя Виноградов начал трезвонить, что "Бентос" надо спасти и сделать музей. Мы убедили владельца подлодки Виктора Ковалева, приняли его в клуб гидронавтов, стали искать финансы. Чтобы поднять лабораторию со дна, он фактически пожертвовал своей квартирой.
- Мы долго бились при Украине, пытаясь найти средства на музей, но все безуспешно, - говорит гидронавт. - А после возвращения в Россию узнали о президентских грантах, написали заявку и выиграли.
8,7 миллиона рублей авторы идеи потратят на первый этап работ - отремонтируют корпус и внутреннюю обшивку подводной лаборатории, перевезут и установят на новом месте. По условиям гранта в конце ноября этого года музей уже должен принять первых посетителей. Работа предстоит грандиозная, а времени осталось совсем мало. "Бентос" решено поставить на суше, а это громадина длиной 30 метров и высотой с трехэтажный дом. Его планируют отбуксировать на балаклавский завод "Металлист" и там приводить в порядок, а заодно облегчить вес, убрав по возможности внутренние конструкции.
Однако представители севастопольского отделения РГО говорят - пока не определен участок для музея, начинать какие-то работы бессмысленно. В правительстве Севастополя им пообещали всяческую поддержку, но пока только на словах. Определиться с местом чиновники не могут уже четвертый месяц.
Сами гидронавты мечтали поставить "Бентос" в Балаклаве, в конце набережной Назукина, под Крепостной горой, где сейчас расположен частный яхт-клуб. Здесь в 1923 году впервые испытали глубоководную камеру Даниленко, проходила становление экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), поначалу искавшая золото "Черного принца", а затем выросшая в спасательную службу флота. Здесь же, в толще скалы, вырублены штольни площадью 1,7 тысячи квадратных метров - их можно задействовать на втором этапе для создания интерактивной экспозиции по истории гидронавтики. А рядом с "Бентосом" поставить другие отечественные подводные аппараты - "Север", "Омар", "Тетис", АС-10, АС-20.
- Мы согласны на любое место, но это должна быть Балаклава, как указано в гранте, - говорит руководитель проекта. - Иначе будет потеряна основная идея - привязать музей к месту, где возникла гидронавтика.
Городские власти считают, что сначала подводную лабораторию надо восстановить, а уже потом искать место. Будет ли это Балаклава - неизвестно.
- Коррозийные процессы нанесли судну серьезный ущерб. В случае готовности собственников восстановить "Бентос-300", правительство Севастополя рассмотрит варианты размещения, - сказал "РГ" вице-губернатор Севастополя Илья Пономарев.
Елена Воскресенская, председатель севастопольского отделения РГО:
- Пока нет решения о том, где будет размещаться музей, непонятно, какие работы надо планировать для установки "Бентоса", какие понадобятся опоры. Конечно, исторически правильно было бы разместить его в Балаклаве, но мы не можем требовать конкретное место. Окончательный ответ нам должны дать на этой неделе.
Справка "РГ"
Подводная лаборатория буксируемая (ПЛБ) "Бентос-300" проекта 1603 спроектирована ленинградским институтом "Гипрорыбфлот" и построена на Новоадмиралтейском заводе. Первый аппарат введен в строй в 1976 году, второй - в 1983-м. Имел прочный и легкий корпус. Внутренний корпус длиной 18,5 и диаметром 4,5 метра имел три отсека. Длина внешнего корпуса - 30 метров, высота - 11,3 метра, полное водоизмещение - 680 тонн. Рабочая глубина "Бентоса" составляла 300 метров, предельная - 400. Буксировалась судном обеспечения, под водой передвигалась на небольшом электродвигателе со скоростью 1,5 узла. В 1977 году на борту "Бентоса-1" был снят документальный фильм "Наследники Наутилуса".