03.07.2018 16:42
Культура

В Ивановской области завершился Дачный фестиваль имени Федора Шаляпина

В Ивановской области завершился IV Дачный фестиваль имени Федора Шаляпина
Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №142 (7605)
Финальным аккордом шаляпинского фестиваля стал гала-концерт на восстановленной исторической Торговой площади старинного Плёса. Вечер, посвященный итальянской музыке, был задуман не только кульминацией Года Италии в Плёсе, но и ярким посвящением 145-летию со дня рождения Федора Ивановича Шаляпина. Поэтому хедлайнерами события стали самые знаменитые за всю историю мировой оперы братья-басы Аскар и Ильдар Абдразаковы.
Читать на сайте RG.RU

Так получилось, что, будучи художественным руководителем этого фестиваля, старший брат Аскар пригласил младшего Ильдара выступить вместе, что происходит крайне редко, так как их графики выступлений очень плотные, а главное, найти оперы с двумя взаимно интересными басовыми партиями крайне сложно. Вспоминается лишь спектакль Мариинского театра "Дон Жуан" в 2011 году, когда братья вместе вышли на сцену - Ильдар в заглавной роли, Аскар в образе Лепорелло. И вот сейчас именитые братья вновь выступили дуэтом перед восторженной аудиторией почти в 4 тысячи человек. Прибыл в Плёс и Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в России Паскуале К. Терраччано.

Главным итальянским гостем вечера стал Робертино Лоретти - зрители его встретили овацией

Удивительная, на первый взгляд, комбинация: Шаляпин - Плёс - Абдразаков возникла на основе того исторического факта, что Федор Иванович очень любил Плёс и в 1914 году выкупил в его окрестностях пустошь Хмельницы и построил там дачный дом. И когда в 2015 году главой Плёса был избран Тимербулат Каримов (внук выдающегося башкирского поэта Мустая Карима), он попросил своего друга Аскара Абдразакова возглавить шаляпинский фестиваль, президентом которого и прекрасной ведущей стала его супруга Инга Каримова.

"Звезды белых ночей" продолжил итальянский дирижер Джанандреа Нозеда

За четыре фестивальных года в Плёсе побывали и Владимир Спиваков, и Денис Мацуев, многие другие знаменитые музыканты и артисты. По современной моде на фестивальные концерты всегда вход свободный, и люди специально на них приезжают из соседних областей - Владимирской, Костромской, Ярославской. Аскар Абдразаков особенно подчеркивает, что очень важная миссия Дачного фестиваля - сделать так, чтобы культурная жизнь России не сосредотачивалась только в крупных, столичных городах нашей огромной страны.

У зрителей же основная, трудновыполнимая задача лишь одна - успеть занять на площади удобные места. Самые лучшие - "на трибуне": на холме у храма Воскресения Христова, откуда и специально возводимая сцена как на ладони, и волжский берег виден во всей красе. И в момент заката концертный пейзаж становится еще одним незабываемым впечатлением.

Выступление певцов сопровождал также специально приглашенный Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония" под управлением обрусевшего итальянского дирижера Марко Боэми, давно сотрудничающего с Театром оперы и балета в Казани. Оркестр виртуозно переходил от серьезного репертуара к легкому. Нотку эстрадности "эскападой" неаполитанских песен внес солист Мариинского театра баритон Василий Герелло. Большой театр в Плёсе представили сопрано Анна Аглатова и меццо-сопрано Светлана Шилова.

В Москве расскажут "Истории с оркестром"

Главным итальянским гостем вечера стал Робертино Лоретти - чудо-ребенок с ангельским голосом из 60-х годов прошлого века, чьи пластинки в СССР расходились миллионными тиражами, и этот факт был даже "зафиксирован" в эпизоде культового фильма Георгия Данелии "Я шагаю по Москве". Он так хотел накануне своего 70-летия вновь приехать в Россию, что скрыл от приглашающих, что болен и не в состоянии спеть со сцены принесшие ему детскую славу Santa Lucia или Jamaica; зрители, тем не менее, встретили Лоретти овацией.

Но доминирующий интерес публики был сосредоточен на выступлении братьев Абдразаковых. Аудитория, несомненно, была заинтригована тем, как знаменитые басы разделят артистическое первенство. Но даже намека на братский баттл не было. И Аскар, и Ильдар явно получали удовольствие от совместного музицирования и почти всякий свой номер делили по-братски на два голоса, превращая каждую хитовую арию Моцарта, Россини или Бойто в изящную шутку. Все были в восторге.

Следующий раз в публичном пространстве звездные братья встретятся только в апреле будущего года в родной Уфе на постановке оперы Верди "Атилла": старший брат исполнит заглавную партию, а младший дебютирует в амплуа режиссера. А шаляпинский фестиваль в Плёсе - уже пятый - стартует строго по расписанию: в начале нового дачного сезона.

Классика Ивановская область Центральная Россия