08.07.2018 10:00
Общество

Как исчезли уникальные ценности, вывезенные царской семьей на Урал

Как исчезли уникальные ценности, вывезенные царской семьей на Урал
Текст:  Елена Мационг
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №144 (7607)
В августе 1917 года, за год до расстрела царской семьи в ночь с 16 на 17 июля 1918-го, Николаю II и его близким, находившимся под домашним арестом в Царском Селе, было объявлено о высылке в Тобольск. Отправляясь на Урал, семья императора взяла с собой и фамильные ценности...
Читать на сайте RG.RU
Уникальные ценности, вывезенные царской семьей на Урал - фото

Говоря о том, сколько бы сегодня могли стоить эти сокровища, эксперты меняются в лице: даже невозможно представить, особенно с учетом исторической значимости. В описи ценностей, найденных и изъятых большевиками в Тобольске, значится 154 предмета. Но что стало с этими сокровищами?

Дело за номером 2094 - "Романовские ценности" в трех томах, на 704 листах - само по себе бесценный экспонат той эпохи. С 8 февраля 1941 года дело находится в Свердловском архиве ФСБ. К отдельным его материалам имел доступ бывший директор Института истории и археологии УрО РАН Вениамин Алексеев. В свое время он входил в состав госкомиссии по извлечению останков царской семьи, и ему было позволено работать с документами под грифом "Совершенно секретно". Часть этих уникальных материалов Алексеев обнародовал в книге "Гибель царской семьи: мифы и реальность".

...В Тобольске Николая II и его семью разместили в бывшем генерал-губернаторском доме. К Романовым допустили священника местной церкви Алексея Васильева и настоятельницу Тобольского монастыря. Была вхожа в дом и ее помощница Марфа Ужинцева, она приносила семье императора продукты. Эта женщина и спасла в итоге сокровища царской семьи.

Из протокола допроса Ужинцевой Марфы Андреевны, 29 ноября 1933 года: "Весной 1918 года в марте или апреле месяце царицу и одну из дочерей увезли из Тобольска. В мае того же года увезли и остальных членов царской семьи. Перед увозом последних ко мне на монастырское подворье пришел камердинер царя Терентий Иванович Чемодуров и, передав небольшой сверток, попросил, чтобы я передала его игуменье монастыря. Вручая сверток, Чемодуров сказал, что в нем находятся ценности царской семьи, о чем я и сама догадывалась. Ценности эти хранились у игуменьи до весны 1923 года, когда был закрыт монастырь. Игуменья передала мне ценности царской семьи, попросив сохранить их до тех пор, когда установится настоящая власть. Я взяла сверток, крепко обмотала его полотенцем и спустила в колодец на монастырском огороде. Вскоре я была арестована и просидела в тюрьме 18 суток. Сидя в тюрьме, я очень беспокоилась за ценности, боялась, что они испортятся в колодезной воде. Как только меня освободили, я сразу бросилась в монастырь, на огород, к колодцу. Вытащив ценности из колодца, я зарыла их в могиле на монастырском кладбище. Успокоиться я, однако, не могла, все время боялась, как бы их не украли. От страха потеряла и сон, и аппетит, и память и, смутившись совсем, решила бросить ценности в реку Иртыш. Перед тем как исполнить это решение, я обратилась за советом к Василию Михайловичу Корнилову, местному рыбопромышленнику, который был связан с нашим монастырем и с которым я была знакома. Когда я сказала о своем решении Василию Михайловичу, он страшно испугался и замахал на меня руками: "Что ты, что ты?! Ведь установится настоящий порядок, настоящая власть тогда с тебя отчет спросит. Я совсем растерялась, не знала, что делать. Потом попросила Василия Михайловича взять ценности на хранение себе. Он сначала отказывался, потом дал согласие временно сохранять их у себя. Через несколько дней после разговора с Корниловым я пришла к нему на квартиру. Принесла с собой ценности, две стеклянных банки и два туеска. В эти банки и туески я переложила ценности из свертка. Спустилась с Василием Михайловичем в подполье и там вместе и зарыли их. Через некоторое время Корнилов уехал из Тобольска. В его квартире поселились новые незнакомые мне жильцы".

Как приходилось воспитывать непослушных внучек Екатерины Великой

Марфа Ужинцева до конца скрывала, что закопал ценности Василий Корнилов, она не хотела его подводить. Марфа Ужинцева и Василий Корнилов действительно были безупречно честны, из несметных сокровищ, как следует из материалов дела, себе не взяли ни камешка.

Чем завершилось это дело, догадаться несложно. Сначала Марфу и Василия осудили как расхитителей государственных ценностей, а в 1937 году расстреляли как "врагов народа". Всего по делу N 2094 проходил 21 человек. Как следует из материалов дела, большевики предполагали, что были еще ценности, вынесенные из генерал-губернаторского дома в Тобольске. Долго искали, например, золотую шпагу наследника престола, но так и не нашли. В Екатеринбурге после расстрела царской семьи ОГРПУ по Уралу передала в Гохран еще часть фамильных ценностей. Уже не столь значительных, как те, что были обнаружены в Тобольском кладе. Шокирует при этом признание Юровского о том, как это было.

Из рассказа Я.М. Юровского, 1 февраля 1934 года: "...Когда стрельбу приостановили, то оказалось, что дочери, Александра Федоровна и, кажется, фрейлина Демидова, а также Алексей были еще живы. Тогда приступили достреливать (чтобы было поменьше крови, я заранее предложил стрелять в область сердца). Алексей так и остался сидеть окаменевший, я его пристрелил. А в дочерей стреляли, но ничего не выходило, тогда Ермаков пустил в ход штык. И это не помогло, тогда их пристрелили, стреляя в голову. Причину того, что расстрел дочерей и Александры Федоровны был затруднен, я выяснил уже только в лесу. Когда стали раздевать, то обнаружили, что на дочерях и Александре Федоровне были лифы, хорошо сделанные из сплошных бриллиантовых и других ценных камней, представляющие из себя не только вместилища для ценностей, но и вместе с тем защитные панцири..."

Использованы документы из книги В. Алексеева "Гибель царской семьи: мифы и реальность". Фото: Борис Ярков, по материалам, предоставленным Экспертно-криминалистическим центром ГУ МВД России по Свердловской области.

Что стало с ценностями Романовых?

Николай Неуймин, заведующий отделом династии Романовых Свердловского областного краеведческого музея:

В Екатеринбурге показали частную жизнь императорской семьи

- Абсолютно точно известно, что все ценности царской семьи, проходившие по материалам дела в Тобольске, были переданы ОГПУ по Уралу в Гохран - Государственное хранилище ценностей. Цена их, определенная большевиками более чем в три миллиона царских рублей, конечно, по сути, составляет цену лома. Меня впечатлил один из архивных снимков изъятых ценностей. На нем стол буквально усыпан бриллиантами и золотом. Только вдумайтесь, что значит бриллиант в 100 карат? Для сравнения, бриллиант "Орлов", в свое время инкрустированный в императорский скипетр Екатерины II, - жемчужина сегодняшней коллекции Алмазного фонда весом 199,6 карата. Сокровища, найденные в Тобольске, имеют не меньшую ценность. Самое поразительное, что судьба этого клада сегодня неизвестна. Еще в 1970-е годы судьбой одного из бриллиантов из описи ценностей заинтересовался министр внутренних дел СССР Щелоков. И поручил своему консультанту Гелию Рябову (впоследствии одному из первооткрывателей захоронения царской семьи) провести расследование. Но и оно ни к чему не привело. Судьба ценностей неизвестна.

История УрФО