Более 80 фотографий, путевые дневники фоторепортера со вложенной на первой странице купюрой (нелишняя предусмотрительность на случай, если дневник потеряется), его личные вещи, фотоаппарат и вырезки из газет и журналов - предлагают захватывающее путешествие, длиною в жизнь, с одним из самых известных фотографов рубежа ХХ-ХХI веков. Все фотографии - из коллекции Эрмитажа.
Вообще-то голливудские сценаристы даже собирались снять фильм о жизни фотографа и репортера Стива МакКарри, сыграть его должен был Дэниэл Дей-Льюис, но, как шутит 68-летний мастер, "уже 15 лет как собираются". Впрочем, название выставки "Нерассказанная история" к этому неснятому фильму отношения не имеет. Потому как истории из жизни Стива МакКарри, обладателя Золотой медали Роберта Капы (1980) за освещение афганской войны, рассказаны журналистами не единожды. И о том, как его помощник держал его за ноги, пока фотограф, высунувшись из окна идущего поезда из Пешевара в Лахор снимал, каким образом утренний чай на серебряном подносе передается официантами из одного вагона в другой… Те, кто придут на выставку, увидят результат этой эквилибристики: на фотографии официанты в белоснежных одеждах, одной рукой держась за поручни летящего поезда, другой аккуратно передают поднос с сервированным завтраком… О том, как выжил в крушении небольшого самолета во время полета в Словении ("Не везет мне с маленькими самолетами", - заметит он философски). И о том, как на пакистанской границе в Белуджистане МакКари просидел в кутузке в кандалах пять дней, беспокоясь не столько об аресте, сколько о том, что его могут депортировать и он не закончит съемку сюжета, начатого в лагере беженцев. И о том, как он вернулся из Тибета в Нью-Йорк 10 сентября 2001 года, а наутро фотографировал апокалиптические дымящиеся развалины Всемирного торгового центра с крыши собственного дома, а потом, прорвавшись через полицейский кордон, снимал пожарных и спасателей, работавших в руинах.
Нет, название "Нерассказанная история" имеет отношение не к жизни Стива МакКарри, а прежде всего к его фотографиям. Да, конечно, Стив МакКарри, как всякий фоторепортер, стремится запечатлеть истории, которые до него никто не рассказывал. И в ряде случаев, ему это, безусловно, удалось. Его самый известный снимок - маленькой зеленоглазой афганской беженки в красном порванном платке, появившийся на обложке журнала National Geographic, получил отклик во всем мире, став ярким выражением трагедии, достоинства и мужества беженцев ХХ века.
Но, пожалуй, название выставки подчеркивает отличие фотографий Стива МакКарри от storytelling’а, от фотографий (зачастую постановочных), которые отсылают к сюжетам мифов, сказок или картин, знакомых едва ли не каждому более или менее насмотренному зрителю. Эти отсылки очевидны, скажем, в фотографиях Сэм Тейлор-Вуд и Тома Хантера, чьи работы акцентируют параллели с картинами прерафаэлитов или английской живописью XVIII века. Стив МакКарри, кажется, вовсе об этом не беспокоится. Но невозможно не заметить в его фотографиях утонченной работы с цветом и светом, жесткой композиционной конструкции. Японская гейша в кимоно и набеленным лицом выходит из подземного перехода метро в Киото, словно на сцену традиционного театра. Контраст между обыденностью минималистического перехода (абсолютно пустынного в тот момент) и женщиной в ярком традиционном наряде эту театральную условность подчеркивает. Кашмирский пастух, который развел костер внутри огромного дупла громадного дерева, выглядит отшельником из таинственной пьесы. Даже снимок афганской девочки из лагеря беженцев в Пешеваре (1984) поражает не только прямотой взгляда ребенка в упор - недоверчивого взрослого взгляда, но и эффектным контрастом цветов. Словом, серьезный искусствоведческий бэкграунд Стива МакКарри, с блеском окончившего колледж искусств Пенсильванского университета, очень даже чувствуется.
Фоторепортаж: Фотовыставка Стива МакКарри "Нерассказанная история" открылась в МосквеДругое дело, что визуальные эффекты, будь то яркость цвета или строгость композиции, не являются самоцелью для Стива МакКарри… Это лишь средство пленить сердце и воображение зрителя. Его главный сюжет - история вторжения "современности" в самые отданные уголки мира, тот сдвиг от традиционной привычной жизни в сторону неясного будущего, что переворачивает судьбы людей конца ХХ века. Обжигающий ветер истории в его фотографиях получает порой буквальную визуализацию. Как на снимке женщин, сбивающихся теснее во время пыльной буре в Раджастане… Трудно отделаться от мысли, что его герои, которые смотрят на нас с его фотографий в упор, - наши соседи по эпохе перемен, которую нам переплывать в одной лодке. И эта наша общая история не рассказана...