05.07.2018 11:29
Общество

Как казанский приют помогает отчаявшимся матерям и спасает детей

Казанский приют помогает отчаявшимся мамам и спасает жизни детей
Текст:  Олег Корякин (Казань)
Российская газета - Неделя - Волга-Урал: №144 (7607)
В июне исполнился год казанскому социальному дому "Колыбель" - единственному в Татарстане приюту для беременных женщин и матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Читать на сайте RG.RU

Очень символично, что незадолго до дня рождения этот проект выиграл грант президента РФ в 2,7 миллиона руб­лей. Корреспондент "РГ", писавший год назад о "Колыбели", вновь пришел сюда и узнал, как живут подопечные.

В шаге от аборта

Название "социальный дом" звучит солидно. Представляется какой-то особнячок или учреждение. На самом деле это двухуровневая шестикомнатная квартира, расположившаяся в обычном жилом комплексе. На пороге меня встречает мальчик лет двух с веселыми озорными глазами. Богдан один из многочисленных обитателей приюта. Его мама нянчится с младшим братишкой в соседней комнате.

На кухне хлопочет над обедом еще одна подопечная приюта. Оттуда-то и доносятся детские голоса. Здесь просторно, светло и на удивление спокойно. Нет ощущения суеты, столпотворения, хотя, казалось бы, это ведь что-то вроде коммуналки, помноженной на детский сад. Живут тут по своему распорядку, по очереди готовят и убираются.

Многодетная мама из Кургана поделилась секретом семейного счастья

Основательница приюта, руководитель центра защиты семьи, материнства и детства "Умиление" Элина Галиуллина, признается, что не всегда здесь было так комфортно.

- Поначалу проблем хватало. Мы не ожидали, с чем столкнемся, хотя давно уже работаем в этой сфере. Многое не могли предугадать. Например одну маму забрали в инфекционную больницу с подозрением на ротавирус. Представители Роспотребнадзора попросили вывезти людей на сутки из помещения, чтобы все здесь обработать. Но это было невозможно. В итоге все же нашли выход из ситуации. А один раз агрессивный муж нашей подопечной устроил скандал: мы не хотели его пускать в квартиру. Дверь выламывал, пришлось вызвать полицию.

В общем, всякое бывало. Справились. Сейчас в социальном доме живет семь мам, одна из которых беременна, и восемь детей. Всего за время работы мы приняли 26 матерей и 42 ребенка. Подопечные самые разные: и из неблагополучной среды, и с высшим образованием.

- Много женщин из районов рес­публики. Приезжают в Казань, чтобы найти работу, заводят отношения с мужчинами, беременеют, а потом те их бросают, - рассказывает основатель приюта. - И они остаются без работы, денег и жилья в чужом городе. Некоторые уходят от мужей из-за семейного насилия.

Но самое главное, что "Колыбель" становится не просто прибежищем для матерей в трудной ситуации. Она спасает жизни детей. Бывает так, что женщина находится в шаге от аборта, но узнает о приюте и выбирает иной путь. Именно в этом главная миссия проекта.

Много лет центр "Умиление", действующий при Казанской епархии, занимается профилактикой абортов. Психологи в женских консультациях отговаривают будущих матерей, по тем или иным причинам решивших прервать беременность. Оказывают им при необходимости и материальную помощь.

А с появлением "Колыбели" Элина Галиуллина и ее коллеги уже в буквальном смысле стали жить проблемами своих подопечных.

Исцеление игрой

Елена - мать двоих детей. Того самого Богдана (2,5 года), что встретил меня, и годовалого Игоря. В приют обратилась уже во второй раз. Дом сгорел, с мужем отношения непростые, жить не на что.

Активные родители проследят, чтобы летние каникулы прошли без ЧП

- Когда начались схватки, не с кем было оставить Богдана. Позвонила в три часа ночи Элине, - с улыбкой вспоминает Елена. - Она приехала. А потом хозяин нашей съемной квартиры сказал, что с двумя детьми не возьмет, надо искать жилье. И если бы не приют, мы бы оказалась на улице. Мне здесь нравится. Да, есть свои правила, но без них анархия была бы. У каждой хозяйки ведь по-своему все заведено. Живем дружно, хотя и без ссор не обходится. Интересные мастер-классы для нас проводят. Научилась вязать крючком, составлять сладкие букеты, вышивать.

Действительно, без дела обитатели "Колыбели" не сидят. Здесь есть небольшая швейная мастерская, где их обучают кройке и шитью. В жизни это всегда пригодится. О премудростях материнства им рассказывают акушер-гинеколог и специалист по грудному вскармливанию. Раз в неделю индивидуальное консультирование проводит психолог. Заглядывает в приют и батюшка.

"Колыбель" становится не просто прибежищем для матерей в трудной ситуации. Она спасает жизни детей

- Приглашаю, если нужно ребенка окрестить или вижу, что у кого-то тяжелое душевное состояние, - поясняет Элина Галиуллина. - Но веру мы тут никому не навязываем, молиться не заставляем. Есть среди подопечных и мусульманки.

Без внимания не остаются и дети. С ними проводит занятия по методике психолога Ольги Тепляковой педагог Елена Гусева. Суть метода в том, чтобы в игровой ненавязчивой форме научить ребят буквально с 2-3 лет петь, читать, считать, рисовать и рукодельничать, а еще в более глобальном плане - размышлять и быть наблюдательными. Сюжеты для игр берутся из реальной жизни.

- Для меня группа из приюта уникальна, - рассказывает Елена Гусева. - Дети здесь разновозрастные. Чувствуется, что у них голод к играм. С большой благодарностью принимают занятия. Понятно, мамы очень загружены, у них и дежурства, и хлопоты, связанные с поиском работы и оформлением социальных пособий. Обратила внимание на то, что некоторые ребята проигрывают какие-то сложные болезненные истории из собственной жизни. Это помогает им освободиться от негативных переживаний и исцелиться.

Здесь нет иждивенцев

За время пребывания в приюте меняются и мамы. В этом не сомневается руководитель центра "Умиление". Когда живешь бок о бок с разными людьми, у каждого из которых своя непростая история, приходится преодолевать собственный эгоизм и находить общий язык.

Почему 8 июля ромашки украсят все российские города

- Да, порой они конфликтуют, но все равно это одна большая семья. Вечером собираются на кухне, что-то обсуждают. Я помню, уезжала одна подопечная с дочкой в другую страну. Девочка ко мне привязалась, а я к ней, и она плакала. Мы сейчас переписываемся, она до сих пор скучает. Порой, когда все более-менее спокойно, у меня возникает ощущение: "Как хорошо! Вот бы так было всегда", - смеется Элина Галиуллина. - Но это жизнь, так не бывает. Одни уходят отсюда, другие приходят. Мамы в идеале как можно быстрее должны разрешать свои ситуации, ведь они мучаются. Может, кто-то думает, что мы содержим здесь иждивенцев, но это не так. Это люди, которые действительно оказались в тяжелой ситуации, и не дай Бог кому-то подобное пережить. Они очень стараются найти работу, чтобы съехать отсюда. Но тем, у кого маленькие дети на руках, сделать это непросто.

Поэтому, считает основатель приюта, нужны социальные детские ясли. А еще лучше - надо создать большой центр, который совмещал бы в себе и приют, и детсад, и даже профучилище для мам. Звучит фантастично, но проект вполне осуществим.

Мечта о большом доме

Сейчас приют готовится к открытию филиала на проспекте Победы. Квартиру на 5-10 лет безвозмездной аренды предоставила давняя благодетельница. Это позволит принимать еще больше матерей. Однако простого расширения площадей недостаточно, нужно менять формат.

Эту идею подкинул руководителю "Колыбели" эксперт движения WorldSkills Russia Алексей Евтюхин. Напомним, что через год Казань примет чемпионат мира по профмастерству WorldSkills 2019. Алексей Евтюхов в рамках соревнований предложил построить реабилитационный центр для женщин в масштабах тридцатиквартирного дома. Здесь они могли бы получить профессию и государственный сертификат. Это позволило бы оказывать помощь мамам на ином уровне.

Психолог: К середине века мужчины будут оставаться детьми до 42 лет

- Сейчас мы не можем войти в реестр поставщиков социальных услуг, потому что не обеспечиваем требований доступности и безопасности, - поясняет основатель приюта. - А так можно было бы получать бюджетные средства на нашу работу. Большие проекты мы можем воплощать только благодаря грантам. Но перерывы между ними тяжело переживать.

Разумеется, без поддержки властей Татарстана эту идею в жизнь не воплотить. Элина Галиуллина уже обсудила замысел с уполномоченной по правам ребенка в РТ Гузель Удачиной.

- Она сказала, что нужно организовать презентацию проекта для министерств, доказать его необходимость. А он нужен. В неделю к нам поступает два обращения за помощью. Сейчас, когда мы откроем филиал, то одновременно сможем принимать 10-12 женщин.

Соцзащита Семья и дети Казань Волга-Кама