"Святой Александр" - единственный российский линейный корабль XVIII века, затонувший в Черном море. Построенный в 1786 году линкор погиб в первом же плавании, разбившись о камни в районе мыса Тарханкут на западном побережье Крыма. Интерес к этому событию возник у туляков не случайно: по словам Олега Золотарева, в те времена все абордажное оружие для военно-морского флота делалось в Туле. В военно-морском архиве сохранились заказы и ведомости по их оплате. Нашли гравюру, изображавшую гибель корабля, установили примерное место крушения. В ходе первой экспедиции в 2005 году нашли обломки корабля. И с тех пор тульские археологи исследуют это место.
- Не отпускает нас этот корабль, - смеется Золотарев. - Понимаете, до сих пор это была, можно сказать, разведка. В этом году у нас появился гидролокатор, так что теперь только начинаются настоящие исследования.
В 2018 году стартовал проект "География тульского металла", приуроченный к 380-летию отечественной черной металлургии. А первые российские железоделательные заводы появились в Туле. Так что находки со дна Черного моря имеют прямое отношение к городу оружейников.
Исследователи уже подняли со дна моря на месте затонувшего корабля тульский пистолет, части мушкетонов, сабель, детали крепежа. В прошлом году был найден запорный кран с камбуза - он похож на кран от очень большого самовара. Пока обнаружена примерно треть лайнера - его носовая часть. Олег Золотарев считает, что в дальнейшем их ожидают весьма интересные находки.
- Обстановка все время меняется. Так, после шторма размыло песок, и показался остов корабля. Но нам уже пора было уезжать - мы же работаем на общественных началах в свои отпуска. А потом прошли осенние шторма, и все опять занесло.
Экспедиция проводится аквалангистами тульского городского клуба "Нептун", общественной организацией "Экспедиция морских подводных исследований" и тульским отделением Русского географического общества. Научное руководство за археологом, сотрудником Института Востоковедения РАН Виктором Лебединским. Все прошлые находки хранятся в Тульском морском музее, а все будущие туляки намерены передать в военно-морской музей в Севастополе "Михайловская батарея".
Руководитель экспедиции Олег Золотарев мечтает о магнитометре - ведь на "Святом Александре" было только чугунного балласта 250 тонн: "С ним мы могли исследовать всю бухту. Может, нашли бы и более древние корабли", - поделился Золотарев.
Наглядное свидетельство того, что корабли терпели крушения у коварных подводных скал мыса Тарханкут, - выступающая из воды корма сирийского сухогруза, затонувшего несколько лет назад.