Как рассказала "РГ-Неделя" 7 сентября прошлого года, тогда в "Доме" собрались 17 ребятишек с врожденными патологиями, в том числе - Петя, слепоглухой сын Юлии. Как прошла смена в этом году и чем она отличалась от прошлогодней, корреспондент "РГ" узнала, побывав в необычном лагере.
Шесть детей - семь педагогов
- Главное отличие в том, что мы набрали на смену педагогов-волонтеров, а также в том, что все специалисты - нижегородские, иногородних нет, - говорит Юлия Кремнева. - Всего их семь: психолог, дефектолог, музыкальный педагог, два инструктора по адаптивной физкультуре, преподаватели по керамике и рисованию. В смене приняли участие шесть особых детей и их родители.
Психолог Анна Митрофанова занимается с девятилетним Петей почти семь лет.
- Полгода назад Петя стал сам жевать, до этого он ел только пищу, перемолотую в блендере, а хлеб не воспринимал вообще, - рассказывает Анна. - Зато сейчас без него за стол не садится. Ребенок стал понимать: сухая пища - это уже не так тревожно, что свидетельствует о его развитии.
Если в прошлом году Петя долго узнавал нового человека, буквально обнюхивая его с опаской, то в этом он воспринимает окружающих как путь к открытию окружающего мира.
- Он научился контролировать себя: не убегает с занятий, не ломает игрушки, как раньше, - продолжает Анна Митрофанова. - Это говорит о тактильной памяти и эмоциональном развитии. Самое главное, что у него есть ко мне доверие.
Петя разговаривает простым жестовым языком, показывая, например: "Дай играть", "Я есть", а в эту смену он сумел подать знак "Дай есть". Если он освоит жестовые фразы и начнет их комбинировать, то сможет объясняться с другими людьми.
По словам Анны, в "Доме" у детей находят скрытые ресурсы, определяют возможности ребенка, помогают организму запустить программу самовосстановления. Конечно, без специалистов - врачей, психологов, дефектологов - не обойтись. Важно лечить не только тело, но и психику.
- Мы знаем диагноз и проблемы и только вместе можем их решить. Нельзя работать с такими детьми в одиночку, - отмечает Анна. - Один восстанавливает речь, другой занимается поведением. В дефектологии нет универсального солдата. Рядом должны находиться специалисты, которые будут методично восстанавливать навыки. Нужны даже люди, которые просто приносят радость своим присутствием.
Разовыми занятиями проблему не решить, потому что специалист не видит, каков ребенок в быту - как он спит, ест. Например, в прошлую смену московский психолог увидел, что когда ребенок ест, его ноги болтаются под столом. Как только поставили опору, он стал чувствовать себя увереннее.
Музыка лечит
Ирина Решетникова, ослепшая в шестилетнем возрасте, окончила музыкальный колледж имени Балакирева. Она второй раз приняла участие в "Доме", обучая особых детей музыкальному восприятию. Одно из излюбленных упражнений Ирины - игра "День и ночь".
- Для меня музыка - это материальный мир со своими характеристиками - запахами, звуками, ощущениями, погодой, представлениями о животных, о людях, о чувствах, об эмоциях, - рассказывает она. - Я подбираю музыку для каждого ребенка индивидуально. Сначала долго за ним наблюдаю, пытаясь понять, на что он отзывается эмоционально. Одному больше нравятся мелодичные голоса, другому - ритмичные звуки. В моей голове - огромная фонотека. Исходя из предпочтений, мы выбираем танцевальные мелодии. Если ребенку нравится двигаться, то мы шагаем под марш. Если он устал - звучит колыбельная, и мы ложимся спать. Я уверена, что через музыку некоторые вещи лучше входят в сознание, чем многократное повторение слов или действий.
Своими руками
Марина Прялочкина (фамилия изменена. - Прим. ред.) учит детей рисованию.
- Занятия провожу по наитию, - признается она. - Я просто наблюдаю. Главное - не художника сделать из особенного ребенка, а социализировать его. Обычно за них всегда все делают: помоют руки, вытрут слюни... А когда он сам выполняет действие, это для него непередаваемая радость. На моих занятиях все дети выучили слово "кисть". Они знают, что ее макают в воду, потом в краску и рисуют. Конечно, за две недели глобальной динамики нет, но все дети стали иметь представление о рисовании. К тому же такие занятия развивают моторику и усидчивость. Даже если они занимались всего 15 минут, для них это уже прогресс.
По словам Марины, часто особые дети произносят набор звуков, не понимая сущности предмета. На занятиях по рисованию они перекладывают предмет на бумагу, узнавая о нем. Например, Гриша Прудько (он единственный подопечный "Дома..." с более или менее связной речью) на вопрос, что он будет рисовать, живо ответил: "Нокиа С35"! Не понимая, о чем речь.
В итоге мальчик узнал: это - телефон. С экраном, кнопками и прочим. Он произносит марки телефонов и автомобилей, но не представляет, что это такое.
- На следующем занятии мы наверняка будем рисовать автомобиль, - улыбается педагог. - Так мы тренируем Грише память. Тут мне придется сложнее, ведь я не знаю столько марок машин.
Ольга Винокурова, сотрудник Нижегородского областного центра социальной помощи семье и детям "Журавушка", в "Доме" впервые. В "Журавушке" она занимается детьми с аутизмом, синдромом Дауна и остаточным зрением. Ее уроки посещает и Гриша Прудько - так Ольга узнала о "Доме" и приехала как волонтер в свой отпуск.
- В центр приходят все больше и больше таких детей, а как с ними работать - никто не учит, - рассказывает она. - Конечно, можно найти информацию, но она не заменит практику. Здесь же я узнала жестовую речь, а неделей ранее сидела с тотально незрячим ребенком-аутистом (мама в это время отдыхала - это называется передышкой). Такого опыта я не получила бы ни на каких семинарах и лекциях. С 1 сентября в "Журавушке" смогу применить его на практике. До этого действовала по наитию.
Анна Митрофанова, специальный психолог, дефектолог, логопед:
- В "Доме" было как у Алисы: "Все чудесатее и чудесатее! Все любопытственнее и любопытственнее!" Что самое важное? Занятия с детьми и консультации для родителей? Обучение специалистов? Возможность наблюдения за ребенком не только в кабинете, но и на прогулке, в столовой, в песочнице? Условия для развития и адаптации? Ведь так много мы успели сделать за эти дни! У всех детей достижения: кто-то научился есть хлеб и спокойно пробовать новую еду, кто-то преодолел страх воды, кто-то научился управлять словами и говорить... Про каждого - Петю, Дему, Владу, Даню, Женю, Гришу - можно рассказать целую историю их радостей, побед, открытий. Историю, которая произошла за короткую лагерную смену, но которая не закончилась, потому что они все увезли с собой новые впечатления, навыки, умения, воспоминания. Наверное, самое важное - это возможность. Возможность для всех нас прожить эти дни с максимальной пользой. Возможность применить все свои знания, опыт, желание помочь так, чтобы детям жить стало интереснее, а их родителям - хотя бы чуть-чуть легче. Возможность поделиться своими знаниями с коллегами, увидеть радость понимания и суметь создать что-то новое... Прямо сейчас, в реальном времени. Возможность увидеть жизнь семьи, на время стать частью этой жизни, оставить в ней (хочется верить) что-то хорошее и полезное. Возможность увидеть себя в необычной ситуации, попробовать работать по-другому, еще глубже погрузиться в профессию. Можно сказать, что проект - это не только "Дом удивительных людей", но и "Дом удивительных возможностей".
Альбина Разина, замминистра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области:
- "Дом удивительных людей" - уникальный и важный проект. Это не просто учреждение, а дом - теплый, уютный, родной. К особым детям нужен особый подход, с ними должны заниматься специалисты и всесторонне развивать их. Центр инноваций социальной сферы, созданный при нашем министерстве, участвует в софинансировании проекта. Мы хотим его развивать, следующая смена запланирована на август этого года.