Подписали не глядя
В 2015 году чиновники подписали акт приема-передачи домов, в которых впоследствии обнаружилась масса недоделок. Проведенная строительно-техническая экспертиза выяснила: объекты не соответствуют проектной документации, техническим регламентам и нормативным документам. Конструкция внутренних стен, вентиляционные каналы, штукатурка фасада, отделка цоколя не отвечают проекту. Не обеспечена защита от шума, нет водоотвода с крыши, а площадь 132 квартир меньше, чем предусмотрено законодательством.
Словом, вместо комфортного жилья новоселы получили массу проблем и сталкиваются с ними ежедневно. Если с кривыми стенами и непривлекательным внешним видом здания еще как-то можно смириться, то неработающая вытяжка способна нанести прямой вред здоровью жителей.
Между тем Пермский край - лидер среди регионов Приволжского федерального округа по финансированию строительства жилья для детей-сирот. Ежегодно из регионального бюджета на эти цели выделяется один миллиард рублей. За четыре года, с 2014-го по 2018-й, квартиры получили 3,5 тысячи молодых людей этой категории. Мало какой регион может похвастаться такими показателями.
Грибок перешел в наступление
Столь интенсивное строительство во многом и привело к возникновению проблем, которые, возможно, менее заметны в других регионах. С одной стороны, чиновники в угоду отчетности и выполнению показателей при приемке зданий слишком часто закрывают глаза на строительные недостатки. Причем не только скрытые, но и видимые, что называется, невооруженным глазом.
К сожалению, история приемки домов с "незамеченными" госкомиссией грубыми нарушениями далеко не единственная в Пермском крае. Два дома в поселке Оверята Краснокамского района построены в болотистой местности. Понятно, что для современных технологий это не препятствие, однако то ли из-за экономии, то ли по каким-то другим причинам должного осушения произведено не было. Уже в первый год эксплуатации здания жильцы первого этажа стали жаловаться на повышенную влажность и грибок. Сегодня дом постепенно захватывает черная плесень - она поднялась уже до третьего этажа. В квартирах не только сыро, но и холодно, а в некоторых сквозные дыры на улицу прикрыты обоями.
В Верещагинском районе два дома с квартирами для детей-сирот возвели по проектным решениям, актуальным для сельской местности середины прошлого века. Застройщик решил не врезаться в общегородскую систему канализации - неподалеку от многоквартирных домов вырыли две ямы, куда вмонтировали цистерны из-под нефтепродуктов. Туда и отправляется весь канализационный сток. Во дворе стоит лужа, источающая зловоние, и оно легко проникает в квартиры. Правда, в данном случае источником проблемы стало не проектное решение, а бездействие коммунальщиков, которые не выполняют свои обязанности и не освобождают емкости от нечистот. На это у них свои резоны. Дом числится в должниках по оплате коммунальных услуг. Это еще одна причина, порождающая рост проблем вокруг жилья для детей-сирот.
"Сиротские дома"
По оценкам специалистов, дети-сироты - одна из тех категорий граждан, которые очень нерегулярно оплачивают коммунальные услуги. Если вообще оплачивают. Подобная ситуация не редкость в домах, где немало собственников получили квартиры по программе обеспечения жильем детей-сирот. Положение усугубляется тем, что в последние годы выпускники детских домов и приемных семей получали квартиры не в разных местах города, а в определенных домах и заселяли их практически полностью. Такие дома в народе уже прозвали "сиротскими". В темное время суток эти места стараются обходить стороной. В отдельных особо "активных" дворах даже пришлось установить дополнительные точки охраны правопорядка и организовать специальные службы социального сопровождения.
Однако наличие полиции не избавляет от более серьезных нарушений закона, нежели задолженность за коммуналку. В том же Верещагинском районе, например, часть квартир, отданная детям-сиротам, просто разграблена. Многие новоселы, получив ордер на жилье, туда не заселяются. Причины у каждого свои. Кто-то нашел работу в другом месте, кто-то завел семью и живет у супруга или ушел служить в армию, а кто-то, есть и такие, находится в местах лишения свободы или скрывается, чтобы там не оказаться.
В одном из двух домов сегодня пустует примерно треть квартир, в другом - практически половина. При отсутствии работы в окрестностях Верещагино или желания трудиться пустующие квартиры становятся искушением для любителей взять бесхозное. Логика проста: все равно здесь никто не живет, зачем тут раковина (унитаз, ванна, электрическая плита и тем более водонагреватель)? Ведь открыть дверь ничего не стоит. Так укомплектованные под ключ квартиры очень быстро становятся абсолютно непригодными для жилья. Соседи тоже от этого страдают - кое-где срезают даже батареи, что выводит из строя систему отопления всего дома.
Сколько стоит социализация?
Чтобы коммунальщики очистили выгребные ямы, строители исправили недоделки и восстановили функционирование нарушенных систем, требуются деньги. Взять их органам муниципальной власти, в ведении которых находится такое жилье, кроме как из бюджета края, больше неоткуда. Вот и получается, что выполнение программы обеспечения жильем детей-сирот в итоге обходится региональному бюджету намного дороже, чем указывается в финансовых отчетах. Усугубляет ситуацию и низкая социальная ответственность данной категории граждан. По мнению психолога центра развития семьи "Источник" Ирины Ляпиной, у воспитанников детских домов очень быстро формируется иждивенческое поведение.
- Дети, находящиеся на государственном обеспечении, привыкшие все получать без усилий, воспринимают такое положение как единственно возможное, - говорит она. - Им очень сложно перестроиться и принять требования той жизни, где нет поваров, готовящих еду три раза в день, и прачек, меняющих постель. В новой жизни все приходится делать самому и рассчитывать только на себя.
Но, по ее словам, опираться на себя тоже нужно захотеть. Однако, как правило, не хочется. Особенно если вокруг такие же "нехочухи". Около трети молодых людей остаются несоциализированными: им трудно найти работу, выстроить адекватные отношения с окружающими, воспользоваться имеющимися возможностями. У большинства просто нет примеров другой жизни. Очень часто они не могут отвечать даже за себя, не говоря уже об ответственности за собственное и тем более общедомовое имущество.
В нынешнем году правительство поменяло правила предоставления жилья детям-сиротам. Принято постановление, согласно которому количество предоставляемых им квартир не должно превышать 25 процентов в одном доме и одном подъезде. Таким образом, новых "домов социальной напряженности" в крае больше не будет.
Павел Миков, уполномоченный по правам человека в Пермском крае:
- Радует, что мы ушли от практики предоставления жилья этой категории нуждающихся в одном, отдельном, кем-то выбранном доме. Ведь те, кто получают жилье, уже взрослые, дееспособные люди и вправе сами выбирать место для проживания. По закону они могут нести ответственность за свои поступки и распоряжаться жильем по своему усмотрению - оформить его в собственность, в случае необходимости продать и переехать в другое, улучшить жилищные условия. Девушки, как правило, к моменту получения квартир становятся мамами. Значит, могут использовать материнский капитал. И тоже выбрать - купить квартиру побольше или дом в сельской местности.