- На мой взгляд, жители ЕС не пересядут на китайские машины никогда.
Во-первых, в Европе достаточное количество собственных брендов, имеющих долгую историю. Войти на этот рынок чрезвычайно сложно. Во-вторых, автомобиль - это не одежда, не продукты. Его труднее ввезти нелегально, невозможно эксплуатировать без регистрации и налогового бремени.
В определенный момент времени Европа сможет выставить перед китайскими производителями с более дешевой продукцией непреодолимые заградительные условия. Да и сейчас они уже действуют в виде ограничений по стандартам безопасности и экологическим нормам. А далее власти возьмутся за бензиновый двигатель в целом.
Кстати, развитие стандартов электромобилей в Европе и Китае идет совершенно разными путями. Это тоже создает определенные трудности. Их можно преодолеть (например, как мы сейчас покупаем дополнительный переходник с китайской вилки на европейскую для сети питания светильника Xiaomi). Но эти мелочи все равно будут мешать среднестатистическому жителю Евросоюза сделать выбор в пользу автомобилей из Поднебесной.
Если же говорить о России, то формально наши с вами сограждане уже пересели на китайские машины. Вопрос только в том, сколько россиян колесят по дорогам страны на Lifan, Geely или Chery. За прошедшие 10 лет у нас было продано около полумиллиона новых автомобилей китайских брендов. Внушительный объем, пусть даже и не определяющий. Но все-таки мы можем представить, что если всем владельцам данных машин неожиданно захотели основать собственный город, то он окажется крупнее Астрахани, Пензы или Сочи.
Если же вопрос рассматривать в ключе: "Когда россияне будут покупать чаще китайские автомобили, нежели других брендов", то на него также можно ответить определенно. Уже никогда. Всему виной несоответствие спроса и предложения. Пока китайские бренды могли предложить крайне дешевый товар, клиент крутил носом и жаловался на качество сборки. Когда качество подрастает, наш человек жалуется на цены.
Феномен корейских автомобилей в России китайским коллегам повторить будет практически невозможно. Все потому, что рыночная конъюнктура вряд ли обещает быть такой же благоприятной для роста реальных доходов населения в ближайшие 50 лет. Hyundai с Kia выехали на "жирных" нулевых. Это позволило им завоевать рынок с помощью более дешевой продукции, потом поднять цены, а сейчас, когда они закрепились "брендово", присоединиться к ним невозможно.
Для продвижения любой марки теперь нужны огромные бюджеты, которые китайские автокомпании не захотят сегодня же себе позволить. Если есть желание увеличить продажи, то цены поднимать нельзя, а без цен нельзя развивать технологии. В итоге китайским брендам в России элементарно не хватило времени на набор популярности и закрепления на рынке.
Также мы должны учитывать, что корейских брендов было всего три при наступлении на Россию, а китайских на порядок больше. Они еще и между собой соперничают, вместо того, чтобы объединившись, пытаться подняться до борьбы с европейскими и японскими производителями.
Пока глобальные процессы в экономике развиваются таким образом, что в течение следующих 10 лет китайские бренды будут конкурировать между собой. Потом их количество сократится до десяти. В России, уверен, будут представлены 3-4 компании, которые и займут в итоге 10-15 процентов всего рынка. Можно ли этот процесс охарактеризовать фразой: "Россияне пересаживаются на китайские автомобили", - решать читателям. На мой взгляд - вполне возможно.