В чем проблема? Торговые точки, АЗС, ремонтные мастерские, магазинчики и трактиры стоят вдоль дорог чуть ли не каждые 300 метров. На многих дорогах, которые проходят внутри небольших населенных пунктов, выкупают земельные участки и на месте старых жилых домов устраивают кафе, сервисы и гостиницы. А полос отвода, которые позволили бы тем, кто намерен съехать к придорожному заведению без помех для основного потока, нет. И обустроить их на некоторых участках невозможно. И на федеральных трассах рядом с крупными городами стало трудно проехать.
Мировой опыт показывает, что шаг между двумя сервисными площадками на трассе высшей категории, где можно развивать скорость более 100 километров в час, должен быть 25-30 километров, рассказал "РГ" директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин. Минтранс, учитывая этот опыт, намерен прописать требования к придорожному сервису, который можно будет организовывать только с учетом генеральных схем размещения. Дорожники будут выдвигать технические требования и условия, а владелец сервиса должен будет разработать проектную документацию, согласовать ее и только после этого начать строительство. За счет его средств скорее всего будет строиться и съезд с дороги. Его потом передадут на баланс дорожников, если он находится в границах полосы отвода автомобильной дороги. И уже за ремонт и содержание съезда будут отвечать дорожники, а вот деньги на это возьмут с владельца сервиса.
При таких условиях выгодно будет рядом с дорогами создавать комплексы, где есть и АЗС, и кафе, и гостиница, и торговые точки, и охраняемая стоянка. Концепция развития объектов дорожного сервиса вдоль автодорог была разработана Росавтодором. Она предусматривает создание на федеральных автодорогах более 700 объектов и более 200 многофункциональных зон обслуживания водителей и пассажиров. Есть уже пилотные проекты, которые реализуются на дороге Новороссийск - Керченский пролив, в Татарстане и Марий Эл, Пензенской области. В последнем пилотном проекте в состав зон включены и медпункты.
Зоны комфорта
В ближайшие годы новые объекты придорожного сервиса появятся на трассах М-2 "Крым", М-5 "Урал", М-7 "Волга", М-8 "Холмогоры", М-9 "Балтия".
На трассе А-181 "Скандинавия", вдоль Р-255 "Сибирь", Р-257 "Енисей". На дорогах в районе Туапсе, Ростова-на-Дону, Таганрога, Армавира, Ставрополя и на трассе А-290 Новороссийск - Керчь.