17.07.2018 11:31
Экономика

Почему программы поддержки бизнеса в СЗФО не заработали на практике

Инструменты для поддержки предпринимателей нуждаются в совершенствовании
Текст:  Вера Черенева
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №153 (7616)
Через шесть лет число граждан, занятых в малом и среднем бизнесе, должно достигнуть 25 миллионов человек против нынешних 19. Такой показатель прописан в указе "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Чтобы помочь предпринимателям, планируется расширить инфраструктуру поддержки бизнеса. Разнообразные инкубаторы, акселераторы, инжиниринговые центры по всей стране действуют и сейчас, однако очередей из предпринимателей там не наблюдается и предложение значительно превышает спрос.
Читать на сайте RG.RU

Разнообразные центры поддержки предпринимательства активно приглашают к себе бизнесменов, обещают им льготные кредиты, консультационную поддержку, помощь при оформлении документов в режиме единого окна. Кто-то и вовсе предлагает найти инвестора, который позволит превратить малое предприятие в настоящего лидера рынка.

Путин: Госкомпании вытесняют малый бизнес

Но довольно быстро выясняется, что обещания расходятся с реальностью. В самом сегменте бизнес-инфраструктуры существует целый ряд системных проблем, главная из которых заключается в том, что взгляд предпринимателей и организаторов таких центров на бизнес-процесс зачастую не совпадает. Итог один: цент-ры оказываются невостребованными. Например, в Псковской области не заполнены почти 40 процентов всех площадей в бизнес-инкубаторах. Проверка Контрольно-счетной палатой деятельности бизнес-инкубатора в Сыктывкаре показала, что там пустует 62,5 процента помещений. Свободные места есть и в бизнес-инкубаторах Петербурга.

Бизнес-инкубатор - это не единственная форма поддержки бизнеса. Сейчас популярность набирают инжиниринговые центры. Здесь предприниматели не базируются, но могут получить набор консультационных услуг.

Сейчас центры инжиниринга действуют в 49 регионах страны. На Северо-Западе их пока пять. Два специализированных центра, компьютерный и фармацевтический, работают в Петербурге, региональные центры открыты в Вологодской и Псковской областях, недавно такая структура заработала в Ленинградской области.

По словам председателя комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области Светланы Нерушай, центр рассчитан в первую очередь на предприятия реального сектора экономики. Производственников готовы консультировать по технологическим процессам, оказывать консалтинговые услуги, также через центр предприниматели смогут заказывать обзоры рынка для своих сфер деятельности.

При этом в самом инжиниринговом центре нет ни аудиторов, ни специалистов по консалтингу. Все эти услуги заказываются у сторонних организаций. Таким образом, центр является посредником между предпринимателем и компанией, которая, например, составляет обзоры. Но при этом инжиниринговый центр получает из государственного бюджета средства на поддержку предпринимателей, и тот же обзор рынка бизнесмен может заказать со скидкой в 95 процентов, основную сумму за него заплатит государство.

Идея в принципе благая: сделать консультационные услуги доступными для бизнеса. Но предпринимателям консультации были доступны и раньше, например, в разного рода бизнес-акселераторах, только вот следовать советам экспертов предприниматели не спешат.

- Еще на начальной стадии запуска проекта мы с партнером проходили заочный акселератор в фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ). На первых порах там можно протестировать продукт, чтобы понять, нужен ли он на рынке и кому именно. Эксперты ФРИИ действуют довольно жестко, проверяя гипотезы дальнейшего развития проекта, - их критика резко отрезвляет. Однако фонд помогает лишь в начале пути. К сожалению, их трекеры и эксперты по большей части без предпринимательского опыта. Поняв это, мы решили, что будем "фильтровать" все, что нам говорят. Во ФРИИ говорили, что наша идея не сработает, - в итоге мы реализовали успешный, быстро развивающийся проект, - говорит Анна Качурец, сооснователь и генеральный директор сервиса грузоперевозок GroozGo.

По оценкам Арсения Даббаха, партнера консалтинговой группы RB Partners, значительная часть сведений, которую предоставляют предпринимателям в разнообразных центрах по под-держке предпринимательства, носит слишком общий характер. Бизнесмен, приходя в такой центр, рассчитывает, что ему помогут найти конкретного инвестора или хотя бы осуществят юридическое сопровождение его инвестиционной сделки, но очень быстро выясняется, что все практические вопросы ему придется решить самостоятельно.

Что тормозит развитие франчайзинга в малых городах СЗФО

С отсутствием у сотрудников бизнес-инкубаторов предпринимательского опыта столкнулся на заре своей бизнес-карьеры и руководитель центра защиты бизнеса "Альгиз" Антон Яковлев. По словам эксперта, специалисты элементарно не знали, что требуется начинающим предпринимателям, и это явилось серьезным препятствием, ведь те, кто приходит в бизнес, тоже не знают, с чего им начать и целиком доверяют работникам инкубаторов. При этом Антон Яковлев обращает внимание, что бизнес-инкубатор, как и любой другой элемент предпринимательской инфраструктуры, - это не благотворительность, и у бизнесмена, который обратился в такую структуру, возникают определенные обязательства.

В частности, резиденты бизнес-инкубатора платят арендную плату, пусть она ниже, чем в бизнес-центрах, но все равно ощутима. Часто в инкубаторы приходят ради льготных кредитов. Резидентам их получить проще, чем заявителям со стороны. Но если проект не рассчитан на быструю окупаемость, то иллюзии у предпринимателя очень быстро рассеиваются.

Если ты только начал бизнес, то у тебя еще нестабильный поток доходов и каждую копейку надо считать, а от резидентов требуют постоянной оплаты аренды, выплаты кредита. Естественно, задержки оплаты вызывают регулярную волну негодования как со стороны работников инкубатора, так и самих резидентов - денег еще не заработали, а в долги влезли. Поэтому, если предприниматели и знают о том, что есть такие структуры, то обращаются к ним неохотно, - утверждает Антон Яковлев.

Людмила Алямовская, коммерческий директор компании по производству программного обеспечения Tillypad, видит проблему еще и в том, что инфраструктуры для поддержки малого и среднего предпринимательства рассчитаны в первую очередь на наукоемкие и технологичные отрасли, такие как финтех, интернет вещей, фудтех.

- Если предприниматель хочет открыть свой ресторан, ему не нужен акселератор - проще взять кредит, - говорит эксперт. Причем биться за льготные займы, которые можно получить посредством таких структур, предприниматели, по словам Алямовской, тоже не спешат, из-за того, что инвесторы часто требуют гарантий окупаемости в два-три года, а это для начинающих бизнесменов является нереальным.

Но и у финтеха не все радужно. Вениамин Липский, финансовый директор финтех-проекта Kviku, обращает внимание на атмосферу недоверия, которая существует между генераторами идей в лице начинающих бизнесменов и их потенциальными инвесторами. В принципе, инфраструктура по поддержке предпринимательства призвана была этот барьер убрать, но практика показывает, что случаи, когда автор идеи находит не кредит, а инвестора в акселераторе или инкубаторе, единичны. Объясняется это тем, что стороны не имеют, в общем-то, никаких гарантий. У инвестора нет уверенности, что начинающий предприниматель действительно реализует заявленный проект, а не потратит средства на личные нужды, а сам бизнесмен имеет все основания опасаться, что его идею просто украдут.

Правительство одобрило план по повышению инвестиций в РФ до 25% ВВП

Эксперты отмечают, что сама система помощи предпринимателям довольно запутанная, многие программы дублируют друг друга. Например, в центрах инжиниринга бизнесменам обещают программу "доращивания", которая призвана помочь предприятию нарастить объем производства до определенной планки, позволяющей, например, участвовать в госзакупках. Но сам принцип дей-ствия этой программы такой же, как у бизнес-акселерации, которая уже давно действует во всех регионах СЗФО.

- Расширять количество структур, которые выделяют субсидии для предпринимателей, нет никакого смысла, если они работают от одного бюджета - это только внесет дополнительную информационную неразбериху. Помощь должна быть такой, чтобы предпринимателю для ее получения нужно было приложить минимум усилий, как в организационном, так и техническом плане, - считает Александр Хуруджи, общественный уполномоченный по правам предпринимателей России.

P. S.

Эксперты сходятся во мнении: инструменты для поддержки предпринимательства нуждаются в совершенствовании. Причем бизнесу не нужно "звезд с неба", все понимают, что никто не будет предпринимателям просто так раздавать субсидии или даром предоставлять помещения. Но путаница, которая сейчас возникает вокруг всей этой инфраструктуры, приводит к тому, что многие предприниматели предпочитают не связываться с инструментами по поддержке бизнеса и решают вопросы в силу своих возможностей, ведь пока единственная гарантированная услуга, которую им готовы предложить везде, - это консультация от эксперта-теоретика, а в таких советах люди, вкладывающие личные деньги в дело своей жизни, как правило, не нуждаются.

Малый бизнес Санкт-Петербург Республика Коми Северо-Запад