17.07.2018 21:01
Культура

Швыдкой: Не зря учителя повторяли, что трагедия - оптимистический жанр

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №154 (7617)
Гузель Яхина стала знаменитой после выхода в свет своего первого романа "Зулейха открывает глаза". Эпическая мощь повествования явно не соответствовала хрупкому облику молодого автора. Оставалось загадкой, как в этой немногословной до застенчивости юной женщине рождаются трагические интонации переломной поры, крайне редко доступные людям, не впитавшим полынную горечь беспощадного времени первой половины ХХ века.
Читать на сайте RG.RU

Книга была написана дерзко и бесстрашно. Без боязни увязнуть в деталях и подробностях жизни татарской деревни, по которой проехали катком раскулачивания, без головокружения от зигзагов "больших линий" истории, которые взрывали бытие советских граждан, не ведающих, что же с ними происходит на самом деле, принимающих предлагаемые обстоятельства как неизбежность.

Зулейха, чье эмоциональное понимание бытия было сформировано хуторской мифологией, где пространство ограничено и отмерено, где каждая подробность - это важнейшая деталь мироздания, не по своей воле становится героиней романа "большой дороги". Но это не только путь познания, но и разбойный тракт, где невыносимо трудно сохранить человечность. Легко хранить веру и человечность с закрытыми глазами. Для того чтобы сберечь их с глазами, открывающими безжалостно прекрасный мир и самое себя в этом мире, необходимы мужество и бесстрашная любовь.

В Лондоне назвали лучшую книгу за всю историю Букеровской премии

Свой первый роман Гузель Яхина, казалось, писала взахлеб. Энергия художественной мысли не нуждалась в редакторском педантизме, самоограничении, перехлестывала через край, вызывая к жизни избыточную литературную ткань повествования. "Зулейха" явила миру редкого художника, способного обуздать эпический масштаб истории, уместить его в границы романа, в характеры разносословных героев с несхожими представлениями о добре и зле.

"Дети мои" - второй роман Яхиной, вышедший в свет в нынешнем году, доказал, что успех "Зулейхи" - это не счастливая литературная случайность. Он написан таким с мастерством и вдохновением, с таким безупречным чувством слова и поэзии прозаического повествования, что, закрывая последнюю страницу, испытываешь горечь от необходимости расставания с его героями.

Роман Гузель Яхиной о судьбе поволжских немцев - это высокий образец фантастического реализма

Роман о судьбе поволжских немцев, предки которых перебрались в Россию то ли по приглашению, то ли по воле Екатерины Великой, обольстившей их словами: "Дети мои...", это высокий образец фантастического реализма. Правда, истоки его - не в прозе латиноамериканских гениев ХХ столетия, не в мифологическом натурализме Фолкнера, а в старинных немецких сказках, поселившихся на берегах Волги, то ли разделяющей, то ли соединяющей Европу и Азию.

В старинных немецких сказках, открытых романтиками в конце ХVIII столетия, на излете эпохи Просвещения, и нашедших приют на родине Гоголя, Достоевского и Толстого, растворившихся в бесконечном пространстве леса и степи, где можно укрыться от времени, а можно и пропасть навсегда. В них архаическая жестокость и мощь, требовательная красота, беспощадный натурализм, ночные кошмары, они способны заставить содрогнуться взрослого и навсегда испугать ребенка.

Будущее премии "Русcкий Букер" оказалось под вопросом

Сама история о потерявшем дар речи школьном учителе, шульмейстере Якобе Ивановиче Бахе, который наивно пытался перехитрить стремительно несущееся время, остановить его в заброшенной усадьбе своего сгинувшего свирепого тестя, разворачивается как волшебная сказка, от начала и почти до самого конца повествования, до нескольких абзацев финала, сознательно написанного бюрократически лапидарным слогом. Сказка, в которой искушение несбыточным счастьем заставляет совершать невероятные поступки. И сам герой, и жители колонии поволжских немцев Гнаденталь, что в переводе с оригинала означает "благодатная долина", и его жена Клара, ее отец Удо Гримм, ее дочь Анна, приблудыш Васька, ставший приемным сыном Баха, партийный лидер советского Гнаденталя Гофман, равно как и два вождя огромной страны: один - ушедший в 1924 году, другой - приговоривший ее к трагическим изменениям, - все они часть этого волшебного мироздания.

Каждый образ требует своей расшифровки, каждый поворот повествования отсылает к архетипическим сюжетам. От фигуры мрачно-свирепого "дурного" киргиза, который перевозит Баха в усадьбу Удо Гримма, и непреклонного требования отца Клары, чтобы учителя и ученицу разделяла непроницаемая ширма, предохраняющая от греха, до сюрреалистической бильярдной партии сухорукого вождя с истеричным фюрером, в которой вождь одержал победу. Здесь время, которому Бах, замолкший навсегда после насилия над Кларой, дает свое летоисчисление, вольно карать, а вольно миловать, только милости все меньше и меньше.

Сказки преобразуют реальность - их записывает, ими торгует Бах после смерти Клары, выменивая на них молоко для Клариной дочери, которая родилась после насилия над его женой то ли белыми, то ли красными, то ли зелеными, занесенными в их усадьбу вихрем гражданской междоусобицы. Сказки дают молоко вместо умершей матери. Он продает сказки партийному секретарю Гофману, который превращает их в политические проповеди. А потом и сам Гофман принимает смерть в Волге, под мрачное улюлюканье разоренных колонистов. Не сможет пройти "по воде аки по суху".

Не зря мои учителя не уставали повторять, что трагедия - оптимистический жанр

Наступают такие времена, когда реальность выламывается за пределы сказочного архетипа. Пятнадцать лет заключения в исправительно-трудовых лагерях, к которым приговорили Якоба Ивановича Баха в 1938 году, не укладывается в самые мрачные фантазии братьев Гримм.

И все же не зря мои учителя не уставали повторять, что трагедия - оптимистический жанр. Если она написана так, как роман "Дети мои", то в ней торжествует человек, чья душа устремлена в небеса.

Литература