Согласно ему, дилеры получат право ставить машину на учет в ГИБДД от имени автовладельца. Для этого, правда, их должны будут включить в специальный реестр. Кроме того, они должны будут иметь для такой деятельности соответствующее помещение и штат квалифицированных сотрудников. И тогда они смогут готовить документы для получения автомобильного номера.
Но - только номера. Проект закона разделяет два понятия: "номер" и "регистрационный знак". ГИБДД будет присваивать именно номера. А изготавливать знаки в соответствии с этими номерами будет сам счастливый автовладелец. Вполне возможно, что такая услуга появится в тех же дилерских центрах, которые будут готовить документы для регистрации. Это было бы логично. Автовладелец, купив машину, получит ее на руки уже стоящей на учете в ГИБДД. А также с номерами.
Понятно, что услуга по постановке автомобиля на учет в ГИБДД, а также по изготовлению регистрационных знаков не будет бесплатной. В среднем сейчас изготовление знаков обходится от 600 до 2 тысяч рублей. ГИБДД закупало их по оптовой цене около 400 рублей.
Было время, когда автосалоны оказывали такую услугу, как постановка машины на регистрационный учет и стоило это тогда от 15 до 30 тысяч рублей, что было сопоставимо примерно с 5 - 10 процентами стоимости автомобиля. Во сколько эта услуга обойдется, когда будет принят закон, покажет рынок.
Еще одна новация этого документа заключается в том, что владельцами транспортного средства могут быть только дееспособные собственники от 16 лет и старше. Связано это с тем, что детей до 16 лет привлекать к административной ответственности нельзя по закону. Этим пользовались многие недобросовестные лихачи. Они регистрировали автомобиль в ГИБДД на своего ребенка, и гоняли как хотели. Камеры фото- видеофиксации были им не страшны. Ведь ребенку штраф не выпишешь.
Отказать в постановке на учет ГИБДД сможет только в том случае, если идентификационный номер или номер кузова измен криминальным способом. Проще говоря - перебит. Если же он проржавел настолько, что его невозможно прочитать, или был уничтожен в аварии, то на машину нанесут специальные метки и будут идентифицировать ее уже по ним. Эта услуга также не будет бесплатной. Но порядок, как это будет делаться, в самом законе не определен.
Также проект закона предусматривает, что у автомобиля может быть электронный паспорт. С ним также можно проводить любые регистрационные действия.
Напомним, что проект закона был внесен в Госдуму еще в 2011 году экс-сенаторами Михаилом Капурой и Владимиром Федоровым. В 2013 году он был принят в первом чтении. Ко второму чтению к документу поступило 62 поправки, 45 из них были рекомендованы профильным комитетом к принятию.
Зачем вообще нужен этот закон? Ведь гораздо проще оперативно влиять на ситуацию подзаконными актами. Однако, как пояснили корреспонденту "РГ" в ГИБДД, согласно Конституции любые права и свободы граждан может ограничивать только закон. Именно в законе о регистрации транспорта прописаны те самые права, а также их ограничения. Например, ограничения на регистрацию транспорта, а то и вовсе ее аннулирование.
Как отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, предлагаемые нормы будут способствовать уменьшению "черного рынка", в том числе ворованных автомобилей. Проект закона направлен на облегчение жизни автовладельцев. Никаких революций он не предусматривает, наоборот, в интересах автовладельцев упрощается постановка на учёт транспортных средств.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"