Именно с фестивальным прицелом в маленькую Савонлинну ежегодно приезжает тысячи туристов. Инфраструктура города едва справляется с таким людским наплывом и даже в "спартанской" гостинице найти ночлег за большие деньги проблематично. Как все респектабельные музыкальные форумы, Савонлинна требует заблаговременного планирования встречи с искусством. Здесь уже давно, начиная с 1912 года, и проводится международный оперный фестиваль, безоговорочно считающийся лучшим в Северной Европе. Для спектаклей внутренний двор крепости накрывают временным брезентовым шатром, возводят специальный сценический помост, таким образом превращая историческое пространство в зрительный зал на 2 257 мест.
В программе нынешнего, уже 106-го смотра ставка была сделана исключительно на хиты: "Фауст" Гуно, "Мадам Баттерфляй" Пуччини, "Отелло" Верди и "Пиковая дама" Чайковского. А в качестве традиционных гостей фестиваль пригласил знаменитый Фестиваль Пуччини в Торре-дель-Лаго с постановками "Турандот" и "Тоски". Но в прошлом году вся Финляндия с размахом праздновала 100 лет независимости. А сейчас фестиваль показался этаким затишьем после бурного гулянья, но все же с некоторыми существенными и интересными для нас деталями.
"Мадам Баттерфляй" оказалась стильной, добротной, но не яркой работой (режиссер - Хенри Акина, сценограф - Дин Сибуя, дирижер - Калле Куусава), которая если и запомнилась, то благодаря трогательной южнокорейской сопрано Сэ Кен Рим в заглавной партии. А вот "Фауст" оказался бессмысленно брутальным спектаклем от постановщика Вилппу Кильюнена, который "перечил" изысканности Гуно, как невоспитанное дитя, и опытный французский дирижер Филипп Оген ничего не мог противопоставить в защиту музыке. А среди солистов выделялся лишь известный финский бас Петри Линдроос (Мефистофель), очень увлеченный демоническими чертами своего героя.
Впервые за всю свою историю фестиваль представил постановку оперы Чайковского. Выбор пал на "Пиковую даму", которую доверили молодому финскому режиссеру Ере Эрккилю. Он трактует историю как квинтэссенцию разврата: цирковые персонажи и кабаретные девицы, пародирующие стиль русского балета, почти без пауз "развлекают" публику и солистов. В их присутствии даже самые мистические и трагические сцены оперы воспринимаются как комические. Но как-то не смешно, когда уже "умерший" Герман встает как ни в чем не бывало и преодолевает полсцены, чтобы воссоединиться с Лизой в огромной арке крепостной стены, где в клубах белого облака она ждет своего возлюбленного в подвенечном платье. Финальный аккорд спектакля - пара, шагая в вечность, предстает перед небесным алтарем.
Пестрый ансамбль певцов оказывается силен своей "слабой" половиной. Роскошной femme fatale с восхитительным голосом была Графиня Елены Зарембы. Очаровывала трогательностью образа и красивым вокалом Елена Гусева в роли Лизы. Почти безукоризненно пел Константин Шушаков (Елецкий), но характер его персонажа явно никак не интересовал режиссера, поэтому герой почти не заметен на сцене. Зато Томский у болгарского баритона Кирилла Манолова получился избыточно артистичным, куда более похожим на другой фирменный образ певца - вердиевского Фальстафа.
Ахиллесовой пятой спектакля стали Михаил Дидык (Герман), не справившийся с ролью по всем статьям, и оркестр, очевидно не совладавший с новой для себя партитурой, хотя за дирижерским пультом стоял Александр Ведерников, увлеченный экстремально медленными темпами и редактурой канонического варианта либретто.
Но художественный руководитель Савонлинны, известный финский тенор Йорма Сильвасти очень доволен премьерой "Пиковой дамы": "Несмотря на то, что эта опера Чайковского не слишком известна в Финляндии, нам удалось продать рекордные почти 12 тысяч билетов на шесть представлений", - заметил артдиректор фестиваля. Он, однако, посетовал, что до последнего момента планировалось, что во время гастролей фестиваля на сцене Большого театра 14 и 15 сентября за дирижерский пульт "Отелло" встанет Александр Ведерников, но он отказался, сославшись на занятость. Теперь его должен заменить итальянец Антонелло Аллеманди, дирижировавший в Большом и старой постановкой "Богемы", и "Турандот".
Финны очень горды тем, что их в начале осени ожидает первый в истории визит в Москву. И нынешний фестивальный показ "Отелло" они расценивали как своего рода "репетицию". Лучшим среди солистов был знаменитый латышский тенор Александр Антоненко, но занятый в сентябре на постановке "Аиды" (вместе с Анной Нетребко) в нью-йоркской "Метрополитен-Опере", он в Москву не приедет. Абсолютно традиционный спектакль, в финале которого зеркало раскалывается на гигантские осколки (это метафора разбитой человеческой судьбы и кары за неверие в чистую любовь) от режиссера Надина Дуффо и в оформлении Эммануэля Фавра представят совсем другие исполнители - это американский тенор Карл Таннер (Отелло), уже певший на Новой сцене Большого Калафа в "Турандот", а также американка Марина Коста-Джексон (Дездемона) и итальянский баритон Элиа Фабиан (Яго). Аншлаг гостям гарантирован при любом раскладе: великая опера Верди "Отелло" не появлялась на московских подмостках два десятка лет.