- Если сравнивать Т-72 и Т-80БВМ, то это как "девятка" и иномарка, - рассказал механик-водитель танка. - Очень теплая машина, зимой даже в сильный мороз в ней не холодно - можно включить обдув теплым воздухом боевого отделения и места механика-водителя. Самая подходящая для арктического климата. А благодаря газотурбинному двигателю этот танк можно даже на тридцатиградусном морозе завести за пару минут. Когда турбина запустится, уже можно ехать, но лучше подождать, пока мотор прогреется.
Обслуживать Т-80БВМ тоже легче, чем "семьдесят двойку". Все соединения герметичны. Кроме того, он "ест" вдвое меньше масла, чем Т-72.
Лобовая броня танка защищена динамической защитой, но не в виде привычных "коробок". Она представляет собой броневые листы, между которыми заложена взрывчатка, разбивающая кумулятивную струю. Передние ведущие колеса также снабжены динамической защитой в виде стального листа с "крышкой", прикрепленной к нему с внутренней стороны на болтах, в которую закладывается взрывчатка. А верхняя часть гусениц и катков защищена толстой резиной с тканевыми слоями, похожей на транспортерную ленту. Ее легко принять за "брызговики", но танкисты объясняют, что она также служит защитой от реактивных гранат. Насколько она надежна пока неизвестно - модернизированные "восьмидесятки" в боях побывать еще не успели.
- Обзор, на мой взгляд, оставляет желать лучшего, - добавляет механик-водитель. - На "семьдесят двойке" один большой триплекс, из него лучше видно. На "восьмидесятке" три триплекса и навешенная динамическая защита. Но освоиться можно. Да и доработают, наверное.
Еще одно достоинство модернизированной "восьмидесятки" - танк может не только преодолевать по дну водоемы глубиной около 4 метров, но и долгое время оставаться под водой, не рискуя быть затопленным. Все его стыки обработаны специальным герметизирующим составом, просачивание воды минимальное. Экипаж танка может спокойно провести под водой в машине шесть часов, пока ее не зацепят и не вытащат. Недостатка воздуха танкисты испытывать не будут благодаря маскам и системе для автономного дыхания, обогащающей кислородом выдыхаемый воздух.
Отдельной похвалы танкистов удостоились ходовые качества танка. За несколько минут по прямой асфальтовой дороге Т-80БВМ способен развить скорость до 87 километров в час, а по грунтовке - более 40 километров в час. Все это стало возможным благодаря мощному двигателю мощностью в 1200 лошадиных сил с возможностью ее увеличения до 1450 "лошадок". Ход танка более плавный, поворачивать легче, меньше тряски - а это залог более точной стрельбы.
- Мороз этому танку только на пользу, у двигателя охлаждение воздушное, - добавляет лейтенант, командир танкового взвода. Если в Т-72 нужно заливать 90 литров антифриза, то Т-80БВМ не нуждается в нем вообще.
К боковой броне прикреплен лом, полезный даже в век высоких технологий. К корме снизу прикреплено обычное деревянное бревно - универсальный инструмент для "самовытаскивания", если машина застрянет в грязи. Если прицепить его к гусеницам и двинуться вперед, танк подминает под себя бревно, приподнимается и преодолевает сложный участок.
- Такую машину давно просили для Арктики, и вот, наконец, ее сделали, - резюмирует механик-водитель. - Теперь у нас есть "арктический" танк.