- Среди них - ножи, а в этой шляпе и очках преступник ездил по всей стране, - уточняет директор музея органов правопорядка донской полиции Надежда Иванова.
По ее словам, трудно было добыть вещдоки для экспозиции о деле "Лесополоса". Она искала их по кабинетам сотрудников угро. Это было почти сразу после расстрела маньяка, а сам музей был открыт в 1974 году и состоял тогда всего из одного зала, в котором хранились награды, оружие, личные вещи ветеранов донской милиции. Среди них - три именных маузера, которыми был награжден один из сотрудников, активный участник ликвидации бандитизма на Дону и в Средней Азии. Было здесь и оружие так называемого Фантомаса, в 1973 году его передали в музей МВД России, а позже туда же отправились портфель Чикатило и наручники, которые на него oдевали на следственных экспериментах. Первая экспозиция, рассказывающая об уголовном деле "Лесополоса", появилась в 1994 году.
- Ее целью была не демонстрация зверств преступника, а рассказ о роли сотрудников правоохранительных структур в его поимке, причем точку в поиске Чикатило поставил рядовой милиционер, просто добросовестно выполнивший свои обязанности, - продолжает рассказ директор музея.
Неожиданный вывод в разговоре с корреспондентом "РГ" сделал один из ведущих следователей тех лет Анатолий Евсеев, входивший в следственную группу по делу "Лесополоса".
- Считаю, Чикатило стал подражателем своего соседа, тоже маньяка, жившего в переулке Межевом в Шахтах, Александра Кравченко. Именно его преступление, о котором рассказали в СМИ, и подвигло "Чику" переступить черту, - уверен ветеран МВД.
Поиски маньяка начались с 1983 года. Так как больше всего жертв находили по маршруту электропоезда Ростов-на-Дону - Зверево, уголовное дело назвали "Лесополоса". Круг подозреваемых был широк: пассажиры электропоездов и водители автотранспорта, бывшие зэки, отбывшие срок за преступления на сексуальной почве, а также лица нетрадиционной ориентации. За годы следствия была накоплена информация о 48 тысячах человек, на спецучет поставлены почти шесть тысяч.
Следователям не удалось избежать серьезных ошибок и промахов. Однажды Чикатило задержали по обвинению в развратных действиях на ростовском железнодорожном вокзале, но в итоге отпустили. По словам Анатолия Евсеева, роковым заблуждением оказался вывод тогдашнего главного биолога страны, что у серийного маньяка четвертая группа крови (как позже выяснится, - вторая). Поэтому задержанный в 1984 году Чикатило был отпущен и продолжал убивать еще в течение почти шести лет.
Чикатило поймали благодаря добросовестности самого обычного сотрудника милиции - сержанта вытрезвителя Виктора Рыбакова, командированного на дежурство из Донецка. На все станции, где останавливались электрички, направили сотрудников милиции в форме. А на двух полустанках дежурили милиционеры в гражданской одежде. Там-то, на станции "Лесхоз", и появился Чикатило. "Грибника" заприметил сержант и скрупулезно записал его данные. Отправил их в единый центр, куда стекались сведения по делу "Лесополоса". Необычная фамилия Чикатило промелькнула в милицейской базе второй раз.
Маньяка задержали по дороге домой 20 ноября, он тогда жил в Промышленном районе Новочеркасска, с банкой пива. На первых допросах задержанный молчал. Начал давать показания только после разговора с известным психиатром Александром Бухановским. Их беседа длилась сутки. Выяснилось, что у "Чики" есть пунктик: еще недавно советский гражданин и близко не замеченный в "иных" политических взглядах, очень интересовался американскими президентами, без запинки мог назвать не только их имена, но даже имена их жен и детей.
- Нормальному человеку это надо? - до сих пор недоумевает генерал-майор в отставке Виктор Бураков, который был одним из тех, кто поймал Чикатило.
На следствии и в суде Чикатило не испытывал ни малейшего раскаяния. Его водили, как зверя, на поводке длиной пять метров. Особенными были и его наручники. Убийца отличался очень широкими запястьями, поэтому для него сделали специальный "браслет". Суд начался в апреле 1992 года и длился почти полгода. Это был первый случай в России, когда обвиняемого посадили в клетку.
- Иначе он не вышел бы из суда живым, - объясняет Надежда Иванова.
После вынесения смертного приговора безжалостный и наглый убийца вдруг запаниковал. Его бравада испарилась. Чикатило начал строчить письма в газеты, пытался сымитировать свою невменяемость, чтобы избежать расстрела. В полицейском музее под стеклом лежит президентский указ от 4 января 1994 года об отклонении ходатайства Чикатило о помиловании. В феврале 1994 года приговор был приведен в исполнение. Надежда Михайловна развеивает слухи о том, что Чикатило не расстреляли, а отдали на изучение ученым.
- То же самое говорили о членах печально знаменитой банды Фантомаса, якобы они живы и продолжают создавать новое оружие. Это не так, оба приговора приведены в исполнение.
Еще одна распространенная на Дону байка, что сын маньяка тоже стал убийцей.
- При жизни отца он был осужден за грабеж, а впоследствии - за рэкет. Но сейчас живет нормальной жизнью на Украине, - ставит точки над "и" Анатолий Евсеев.
У посетителей музея, среди которых немало школьников и студентов, экспозиция о Чикатило вызывает однозначное чувство - отвращение.
- Даже касаться этих вещей неприятно, - признается сама экскурсовод Наталья Иванова.
В музее донской полиции демонстрируется копия Указа Петра I от 25 мая (по старому стилю) 1718 года о создании первой полиции в России, впервые она появилась в Санкт-Петербурге. Поэтому в этом году, пятого июня (по новому стилю) отмечалось 300-летие российской полиции. На Дону ее создали в 1800 году Указом императора Павла I. В 1917-ом большевики упразднили полицию, и появилась милиция. Донскую начали формировать с 1920 года. Истории правоохранительных органов посвящен целый зал музея. В нем оформлен кабинет начальника царской полиции Ростова и Нахичевани начала XX века, в котором за письменным столом "сидит" его хозяин в чине полковника. Еще один манекен - ростовского городового, это был младший полицейский чин при царе, несший службу на улицах города.