02.08.2018 07:14
Культура

Стала известна судьба уральского малахита, подаренного Флоренции

Корреспондент "РГ" выяснила судьбу подарка Демидова флорентийскому музею
Текст:  Ксения Дубичева (Свердловская область)
Российская газета - Неделя - Урал: №168 (7631)
Понадобилось полноценное журналистское расследование, чтобы узнать неизвестные подробности жизни уральских олигархов Демидовых и обнаружить во Флоренции малахит родом из Нижнего Тагила.
Читать на сайте RG.RU

Благодарность из Флоренции

Эта история началась с письма в витрине Свердловского краеведческого музея. Документ - один из экспонатов выставки из музея Керчи. Написан по-итальянски, выцветшими чернилами на бланке с изображением Музея естественной истории на берегу реки Арно. Казалось, где Крым, а где Рим: что письму из Флоренции делать в Екатеринбурге на выставке из Керчи?

По задумке кураторов экспозиции, документ иллюстрировал научные достижения Анатолия Демидова, между прочим, члена Петербургской, Парижской, Мюнхенской и Стокгольмской академий наук. Его самый известный и тиражный труд - "Путешествие в Южную Россию и Крым". В 1837-м олигарх с группой французских ученых и гравером отправился в Крым на разведку залежей угля, необходимого уральской металлургии. Роскошное издание путевых заметок в четырех томах с альбомом иллюстраций обошлось академику в полмиллиона франков. В нем Демидов на французском языке (русским он не владел) описывает, в частности, Керченский музей, экспонаты которого выставлены сейчас в Екатеринбурге.

Добытому на Урале гигантскому изумруду придумали имя

Письмо предоставил Нижнетагильский музей-заповедник. Как объяснила главный специалист музея Светлана Клат, оно, скорее всего, содержит благодарность директора флорентийского музея Винченцо Антинори князю Демидову за подарок - коллекцию минералов, отправленную заводской конторой Нижнетагильска в Италию по велению барина.

Вопросов возникло много: что именно увезли с Урала за границу, в каком количестве и уцелел ли подарок?

Надо заметить, что подарки Анатолий Демидов, имея двухмиллионный годовой доход, делал царские. Так, Папе Пию IX он преподнес полутораметровый малахитовый крест, который сейчас находится в библиотеке Ватикана, директору Венского музея естествознания Морису Херсту - самородок платины размером 12х10х8 сантиметров и весом 6,2 килограмма. Самородок этот остается вторым по величине в мире (чемпион, родом из тех же демидовских тагильских копей, хранится в Алмазном фонде).

С платиной у Демидовых сложились особые отношения. В то время, когда металлургические инновации "убили" европейский спрос на железо марки "Старый соболь" - базу демидовского состояния, наследники увлеченно проматывали нажитое династией. И разорились бы совсем, не будь феноменального везения! Открытие богатейших залежей драгоценного металла спасло семью от банкротства. Платины в Нижнем Тагиле добывали столько, что, как рассказывают, в заводской конторе самородки навалом лежали на подоконнике.

Известие об уральском платиновом чуде взволновало мировую общественность, так что нет ничего удивительного в том, что Анатолий Демидов считал самородок лучшим подарком. Мог преподнести его и флорентийскому музею.

Поиски в стоге сена

В Нижнетагильском музее о самородках ничего не знали. Предположили, что информация об отправленной посылке должна содержаться где-то в книгах заводской конторы. Демидовские фонды (номер 625 и 643) - почти двенадцать тысяч единиц хранения - давно в Екатеринбурге, в областном архиве. Там признались: бумаги толком не описаны, поскольку большая их часть не на русском языке, и посоветовали обратиться в Демидовский институт, общественную просветительскую организацию. Но и там о тагильско-флорентийских камнях тоже не слышали.

- Не исключено, есть сведения об отправке этой коллекции. Но искать их - все равно что иголку в стоге сена. Надо копаться в архиве: вдруг да повезет, - заметил замдиректора института Николай Павловский. - Но можно всю жизнь на это положить и ничего не найти.

В Москве отметили День славянской письменности и культуры

Краткие сведения о демидовских подарках все-таки нашлись! В издании флорентийского музея "Минералогическая коллекция: вчера и сегодня". Но там упоминается не платина, а золото, причем с печальной судьбой: уральский самородок в январе 1867-го украли из музея через окно! И еще один дар - "коллекция сибирских минералов". Понятно, что след золота простыл, а что с камнями?

Знающего человека удалось разыскать только в самой Флоренции. По удивительному совпадению, куратор минералогической коллекции музея естественной истории Лючана Фантони как раз сейчас изучает архивные документы, чтобы проследить историю демидовских подарков:

- Именно Анатолию Демидову мы обязаны коллекцией уральских минералов. Это 54 экземпляра, пожертвованные в январе 1852-го и описанные в старых каталогах музея: образцы медных (халькоцит, малахит и хризоколла) и железных руд (гематиты, пириты, лимониты), ортоклаз и кварц в виде сердолика и яшмы. Экземпляры представляют больше историческую, чем эстетическую ценность, за исключением малахита. Сейчас экспонируется только один образец, попавший в музей после смерти Анатолия Демидова.

Платинового самородка, увы, не нашлось: не было его. Зато в коллекции есть роскошный малахит весом около 6,5 килограмма (размером с ладонь, отполированный с одной стороны), изысканного рисунка и цвета, характерного только для тагильского камня.

Что дальше

Если не побояться "поисков в стогу", теоретически можно отыскать "прародителя" отполированного малахита, хранящегося сейчас во Флоренции. Например, внимательно изучить Малахитовую гостиную Эрмитажа и колонны Исаакиевского собора - нет ли совпадений по рисунку? Может оказаться, за пять тысяч километров отправили фрагмент легендарного малахитового гиганта.

"В Нижнетагильском господ  Демидовых заводе, в Медно-Рудянском руднике, в глубине 36 сажен (75 метров) встречена огромнейшая масса малахита - произведение, которое до сих пор еще не встречали в коре Земного шара", - писал "Горный журнал" в 1836-м. В глыбе размерами 5,2х2,5х2 метра, по вычислениям, должно быть 3000 пудов - почти 50 тонн. Если употребить этот малахит на украшения, продолжает журнал, то им можно выложить поверхность 6585 квадратных метров. Гиганта употребили не на браслеты-серьги, а на облицовку храма и гостиной царского дворца. В 1837 году глыба удостоилась Высочайшего посещения.

- Наша художница Наталья Буторина воспроизвела визит наследника престола, будущего Александра II, в шахту Медно-Рудянского месторождения, - рассказывает директор Уральского горно-геологического музея Дмитрий Клейменов. - Картина отчасти написана с натуры: старинная шахтерская лампа - с нашего экспоната, глыба - по раскрашенной гравюре в "Горном журнале".

Реликвии Родины. Золотая шпага "За храбрость" великого князя Михаила Павловича

До этого сенсационного открытия малахит считался только ювелирным камнем, потому впечатление от находки было таким же, как от, например, рубина или изумруда в два человеческих роста. "Король малахита" Анатолий Демидов превратил ювелирный камень в декоративный. Представленные в Лондоне на первой всемирной Экспо-1851 облицованные малахитом гигантские вазы и парадные двери поразили публику. "Прославленный незнакомец, до сих пор известный только ювелирам и гранильщикам, появился в отполированном зеленом пиджаке: кто он, откуда пришел и как сделан его пиджак? Оказалось, его зовут Малахит, он из русской семьи, а его куртка, как у Арлекина, представляет собой лоскутное одеяло из кусочков", - так поэтично описывала явление малахита английская пресса. Под одеялом имеется в виду так называемая русская мозаика: Данила-мастер, вытесывающий цветок из монолита, - это сказка, в реальности все Каменные цветки сделаны из бронзы или дешевого камня и обклеены тонкими пластинками малахита. И кстати, флорентийских демидовских малахитов вполне хватило бы на вазу внушительных размеров.

Музеи и памятники История Екатеринбург Урал и Западная Сибирь