Принимают без проблем
Историей выбора учебной онлайн-программы белгородка Анастасия поделилась с радостью победительницы розыгрыша лотереи.
- Я почти поступила, - отметила девушка, за плечами которой пять лет учебы в одном из региональных вузов, получение диплома, а также большой опыт работы как в органах госвласти, так и в бизнес-структурах.
Оказалось, что свою профессию (Анастасия, к слову, окончила филологический факультет) она хочет поменять на более востребованную и престижную - дизайнерскую.
- Учиться буду удаленно, мне выделят наставника - одного из главных специалистов ведущей компании, - рассказывает она. - Кого именно - я не знаю. Потом скажут.
Занятия, разумеется, платные: стоимость годового курса - примерно сто тысяч рублей, что сопоставимо с обучением на самых востребованных факультетах белгородских вузов.
- Дорого, конечно, - соглашается она. - Но мне сказали, что если я захочу уйти, если, например, просто не потяну, - то они вернут мне сумму, которую я не использовала в процессе обучения.
Перед тем как принять будущую студентку, у нее запросили портфолио любительских художественных работ. На вопрос, могла бы она не поступить в этот вуз, как случается со многими, кто идет учиться на договорной основе не в виртуальную аудиторию, девушка ответила отрицательно.
- С учетом портфолио мне выберут наставника, - поясняет она. - Человек посмотрит, на что я способна, и уже с этим учетом будет выстраивать программу обучения.
Анастасия понимает, что решение платить за дистанционное обучение она принимает на свой страх и риск.
Впрочем, сравнивать обе формы обучения не приходится. Регулярное общение в режиме видео-конференц-связи избавляет и преподавателя, и студента от личных встреч, живых разговоров на посторонние темы и поиска коллективных решений на семинарах-практикумах. Практику онлайн-студенту все же пообещали - "в одной из ведущих компаний, но пока неизвестно какой".
Во французской стороне, на чужой планете…
Почему же молодые люди (да и не очень молодые) настроены на онлайн-обучение? Ответственный секретарь приемной комиссии Белгородского госуниверситета Александр Гальцев отмечает, что в настоящее время множество желающих получить второе, а то и третье образование.
- Как правило, это люди в возрасте от сорока и старше, - поясняет он. - И представьте, каково это - человеку с опытом сидеть за одной партой с молодыми ребятами, поступившими сюда сразу после школы. К тому же к этому времени у всех уже стабильная работа, семья, которая требует внимания. А дистанционная форма - хороший вариант: человек сидит перед монитором в любом уголке мира, общается с преподавателем и учится.
Ректор этого вуза Олег Полухин подчеркивает, что цифровизация открывает новые возможности для образования, в том числе онлайн. И в университете к этому стремятся, расширяя спектр специальностей для удаленного обучения. К слову, для получения дистанционного образования, как правило, все же требуется личное участие студента в сессиях.
- Мы обязательно должны идентифицировать студента, - отмечает ректор Белгородского технологического университета Сергей Глаголев. - Каждому выдается шифр, и в обязательном порядке он приезжает в пункты итоговой аттестации. Только при условии такой личной идентификации возможно получение зачета или сдача экзамена и конечно, защита диплома. Мы все говорим о цифровизации, но в своем учебном процессе онлайн-образованием стараемся не увлекаться. У нас две формы такого обучения - очно-заочная и заочная с применением дистанционных технологий. Но еще раз подчеркну: личного участия в учебном процессе студенту не удастся избежать в любом случае.
Такой подход, по словам ректора, позволяет преподавателям вуза быть уверенными, что знания человек подтвердил лично, и диплом получит именно тот, кто слушал лекции и выполнял задания.
Все работы хороши?
Есть профессии, которые для онлайн-обучения не подходят в принципе. По словам экспертов от образования, таких, в общем-то, большинство. В БГТУ имени Шухова - это горное дело, архитектура и информационные технологии. Как бы странно это ни звучало, но айтишников тоже предпочитают обучать очно. В Белгородском госуниверситете - это медицинские и ряд педагогических специальностей, а также сложные программы, связанные с биотехнологиями или робототехникой.
В вузах отмечают, что при подборе вида обучения руководствовались здравым смыслом: можно ли подготовить специалиста в удаленном режиме так, чтобы потом ручаться за его качество, или реально ли самому онлайн-студенту усвоить материал и приобрести навыки. Здесь никто не станет лукавить: мол, все зависит от вас, тем самым перекладывая ответственность с преподавателя на студента.
Председатель ассоциации строителей региона Николай Калашников, рассуждая об онлайн-образовании, делает вывод, что польза от такой формы обучения может быть велика, но при одном важном условии.
- Какой-то теоретический материал студент может усвоить и в удаленном доступе, но он не получит практических навыков - да и будет лишен общения в профессиональном сообществе, - считает он. - Мы можем изучать полезную литературу, но живого общения с экспертами, споров и практического опыта работы в команде это не заменит. Если онлайн-система встроится в этот процесс - а практике сегодня все мы уделяем очень большое внимание, - почему бы и не пользоваться ею? В противном же случае это не то образование, на которое стоит тратить силы.