Минтранс предложил при развитии пешеходных зон учесть специфику жилых кварталов, набережных, бульваров и других зон отдыха.
Как и где стоит создавать такие зоны, местные власти должны выяснить самостоятельно, исследовать территории и учесть пожелания местных жителей.
В пешеходной зоне могут быть культурные, досуговые и спортивные центры. Ведомство дает разъяснения, как и где лучше установить скамейки и уличную мебель, качели и торговые киоски. В отдельную категорию минтранс выделяет пешеходные зоны у водоемов. Набережные обычно занимают значительные по протяженности территории. При этом в курортных городах они играют важную роль в экономике всей территории, поэтому их требуется использовать максимально эффективно.
Чтобы сделать набережную привлекательнее, необязательно использовать дорогостоящие архитектурные и планировочные решения, считают в ведомстве. Для этого можно уложиться в скромный бюджет, установив простую уличную мебель, по максимуму использовав визуальные проекции и отражающий эффект водной глади. Минимальная ширина пешеходных набережных, по замыслу минтранса, составит три метра.
Пешеходные зоны предлагается оборудовать бесплатными сетями Wi-Fi и электрическими розетками, если есть такая возможность. Пока в России только начали оборудовать остановки общественного транспорта подзарядками для телефонов и бесплатным Wi-Fi. Правда, в некоторых крупных городах есть и парковые зоны с беспроводным интернетом.
Сами пешеходные зоны могут быть созданы не только в центрах городов, но и в промышленных зонах и спальных районах. Отдельно прописаны в рекомендациях места, где может возникнуть конфликт интересов автомобилистов и пешеходов. Поэтому регионам рекомендуют обязательно продумывать альтернативные варианты объезда таких территорий автомобилистами. На улицах, где одновременно ходят пешеходы и ездят машины, рекомендуется ограничить скорость движения автотранспорта 20 километрами в час, как на дворовых территориях.
В спальных районах пешеходы передвигаются между домами, где небольшие по площади пространства. Они позволяют ощутимо сократить путь, но зачастую небезопасны, отмечают в минтрансе. Муниципалитетам предложено оборудовать их освещением и видеокамерами. Примеры западных городов показывают, что в промежутках между домами (особенно малоэтажными) могут быть организованы игровые зоны, небольшие променады или изолированные от шума места отдыха для местных жителей.
При этом улицы, уклон которых превышает восемь градусов, рекомендуется по возможности не включать в пешеходную зону. Кстати, все без исключения тротуары должны быть оборудованы ливневой канализацией и пригодны для комфортной прогулки в любое время года, отмечается в документе.
Во время ремонта минимальная ширина дорожки для прохода должна быть равна 75 сантиметрам, а пешеходное движение от автомобильного должно быть отделено сигнальными шнурами и лентами.
У ведомства есть интересные предложения по трамвайно-пешеходным дорогам. В центре некоторых городов они уже есть. Преимуществами таких пешеходных пространств является то, что они предоставляют как минимум три варианта передвижения (пеший, на велосипеде и на трамвае). Ширина пешеходной дорожки в такой зоне должны быть не меньше 0,75 метра, ширина велопешеходной дорожки не менее двух метров.
Мосты, по мнению экспертов, могут служить отличными смотровыми площадками, где открывается прекрасный вид на город. Однако все лестницы к ним должны быть оборудованы пандусами, чтобы на мост можно было без проблем заехать на коляске или велосипеде.
В кварталах жилых зон предлагается размещать площадки общего пользования различного назначения с учетом демографического состава населения, типа застройки, природно-климатических и других местных условий. Сколько должно быть парковок и детских площадок, регионы должны определять в рамках градостроительного проектирования и правил землепользования и застройки. При этом общая площадь территории, занимаемой площадками для игр детей, отдыха взрослого населения и занятий физкультурой, должна быть не менее 15 процентов общей площади жилой зоны, а тротуары должны быть не менее 0,75 метра в ширину.