Минтранс разработал рекомендации для регионов, как формировать единое парковочное пространство.
Минтранс разработал рекомендации для всех, но регионам советуют учитывать особенности каждой конкретной территории. Фото: Depositphotos.com Минтранс разработал рекомендации для всех, но регионам советуют учитывать особенности каждой конкретной территории. Фото: Depositphotos.com
Минтранс разработал рекомендации для всех, но регионам советуют учитывать особенности каждой конкретной территории. Фото: Depositphotos.com

В министерстве считают, что еще на этапе планирования создания и проектирования необходимо обеспечить удобный доступ с парковок в здания, учесть вопрос безопасности дорожного движения, чтобы выезжающие машины не становились помехой для потока и не создавали угрозы для пешеходов. Причем парковки можно организовывать не только во дворах, но и на самой проезжей части местного значения, считают в ведомстве. Правда, при условии, что там сможет проехать пожарная техника, а не только легковой автомобиль.

В ведомстве допускают парковку на тротуаре или с частичным заездом на него. В таком случае высота бордюра должна быть меньше или равна 12 сантиметрам. Парковка не должна создавать помех пешеходам. Для автомобиля достаточно ширины в 2,5 метра, в том числе на оживленной улице. Там пешеходам рекомендуют оставить для прохода тротуар шириной в 4,5 метра. Эти правила для парковки автомобилей параллельно проезжей части. Есть наработки по парковке авто под углом более 45 градусов к краю дороги.

Сейчас в большинстве городов автовладельцы ставят машины где придется: на обочине, на газоне, на пустыре. Так, в Хабаровске возле административных и деловых центров парковок либо вообще нет, либо они есть, но очень маленькие. В результате дворы близлежащих домов заставлены машинами, из-за чего страдают местные жители. Власти видят выход в создании платных двухуровневых парковок. Но ставить машины туда почти никто не хочет. "Я сам ходил по дворам, разговаривал с людьми и спрашивал, почему забивают дворы машинами. А они просто платить не хотят. Сегодня у нас более двух тысяч парковочных мест, но почти все они пустуют", - говорит мэр Хабаровска Александр Соколов.

Но не везде такие проблемы. Например, в Москве уже давно занимаются парковочным пространством, просчитывают спрос на машино-места и где можно выкроить под них площадь за счет проезжей части и начертить там разметку. Только после этого возникает вопрос о возможном взимании платы за стоянку.

Однако есть и такие регионы, где организуют платную парковку, а о едином городском пространстве даже не задумываются, отметил в беседе с "РГ" руководитель Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Константин Трофименко.

Каких-либо федеральных нормативов для парковок до сих пор не было, отметил эксперт. Нигде не прописано, что местные власти должны рассчитывать варианты размещения парковок с учетом транспортных, эксплуатационных и градостроительных особенностей конкретной территории. Вот и получается, что в новых кварталах делают узкие дворовые дороги, небольшие тротуары с высоким бордюром. В результате припарковать машину так, чтобы не создать помех пешеходу либо другой машине невозможно. В старых районах ситуация не лучше, поэтому люди паркуются на газонах, под стенами домов, рядом с мусорными баками.

Каких-либо федеральных нормативов для парковок до сих пор не было

Помочь регионам в том, чтобы горожанам легко было найти парковочное место не только у делового центра или магазина, должно пособие, разработанное минтрансом. В министерстве надеются, что типовые решения, предложенные в документе, помогут регионам решить проблему парковок.

Виктор Михайлин, зампред Санкт-Петербургского общества автомобилистов, одобряет предложение минтранса: "Отрадно, что министерство идет навстречу автомобилистам и ищет пути решения проблемы парковок. Если новая формула начнет действовать, парковки, конечно, несколько разгрузятся".

Но если эти рекомендации не обязательны к исполнению, то рекомендации по установлению размера платы за парковку регионы учесть обязаны. В разработанном проекте приказа минтранс прописал не только формулы расчета стоимости часа парковки, но и привел тарифы. Они зависят от региона и загруженности парковки. Чем больше спрос, тем выше цена. Например, час парковки в Северо-Западном федеральном округе при высокой заполняемости паркинга колеблется от 34 рублей за час в Псковской области до 84 рублей в Ненецком автономном округе. В Сибирском федеральном округе тариф варьируется от 21 рубля в Тыве до 37 рублей в Томской области.

В Новосибирске максимальная стоимость парковки, по замыслу минтранса, составит 32 рубля за час. Сейчас в городе стоимость одного парковочного места колеблется от 20 до 150 рублей в час. В ближайшие три года в Новосибирске планируют открыть более тысячи парковочных мест. Это предусмотрено концепцией развития городского платного парковочного пространства. В прошлом году здесь уже создали 152 машино-места, еще 280 обещают добавить в этом году и 900 в 2019-м. Таким образом, к 2020 году сеть платных плоскостных парковок охватит центр города, включая основную магистраль. "Сейчас в центре города либо хаотично паркуются, либо вообще не имеют такой возможности, так все места занимают люди, приезжающие на работу рано утром. Если же приехать в центр днем, то маловероятно найти свободное место", - говорит руководитель городского департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Роман Дронов.

В Казани первые платные муниципальные парковки открылись весной 2015 года, изначально час стоянки на них стоил 50 рублей. Позже плата стала дифференцированной - от 30 до 70 рублей. В мэрии столицы Татарстана "РГ" сообщили, что плата взимается исходя из расчетов, формулы для которых были утверждены постановлением исполкома от 2014 года. В них учитываются затраты на содержание дорог и персонала, обслуживающего парковки, а также процент рентабельности, количество парковочных мест, дислокация и т.д. Сейчас в Казани действуют 108 муниципальных платных парковок, рассчитанных на 2324 машины, их средняя заполняемость составляет 85,4 процента. С опубликованной недавно минтрансом методикой расчета платы за парковку городские власти пока не ознакомились.

По мнению экспертов, Санкт-Петербург обеспечен парковочными местами не более чем на 40 процентов. Решением проблемы может стать расширение сети платных парковок, считают власти города. Председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Северной столицы Сергей Харлашкин недавно заявил, что Смольный планирует в 25 раз увеличить количество платных парковочных мест в центре Петербурга и довести их число до 62 тысяч машино-мест. Сейчас, по разным оценкам, заполняемость платных парковок колеблется от 50 до 80 процентов. Стоимость часа для легкового автомобиля сейчас составляет 60 рублей. При этом рекомендованная минтрансом цена при полной загрузке - уже 105 рублей в час.