О том, что с повышением уровня воды в реке Дон после строительства гидроузла окажутся затопленными многие уникальные прибрежные территории, эксперты говорят давно. Приостановить реализацию неоднозначного проекта удалось только после того, как о проблеме рассказали президенту России. Владимир Путин поручил провести дополнительные исследования и представить компромиссный и удовлетворяющий всех проект. Однако техническое обоснование для экспертов до сих пор остается тайной за семью печатями, а чиновники дали разрешение на строительство, как говорят активисты, в нарушение законных процедур. В ситуации попытался разобраться корреспондент "РГ".
Этот крупнейший инфраструктурный объект должен скорректировать русло реки и поднять уровень воды на ограниченном участке Нижнего Дона на два с лишним метра, что позволит пропускать в этом месте крупнотоннажные корабли с экспортными грузами (в основном продуктами нефтепереработки). Однако против строительства выступили местные жители и экологи. По их мнению, из-за гидроузла здесь будут затоплены огромные территории, еще большие участки окажутся в рискованной зоне подтопления и оползней из-за неконтролируемого разлива подземных вод, вымрут сразу несколько видов животных-эндемиков.
Сторонники проекта говорят об экономической необходимости - мол, уже сегодня кораблям трудно проходить этот участок, причем с каждым годом ситуация усугубляется. Как обеспечить возможности для нормального экспорта? По данным ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация", в январе-июле транспортный поток Азово-Донского бассейна вырос всего на четыре процента относительно прошлого года. Российские инвесторы строят на юге целую сеть трубопроводов для перегонки нефти и нефтепродуктов (Тихорецк, Новороссийск, Волгоград, Тихорецк, Самара, Волгоград), часть из них пройдет по Ростовской области. Это куда дешевле кораблей. А с учетом того, что потребление углеводородов в мире будет снижаться, рассчитывать на рост водных перевозок вообще не приходится. Так что экономическая целесообразность проекта под большим вопросом.
"РГ" уже писала, как протестовали люди на общественных слушаниях проекта. Лоббисты строительства представили такие расчеты, которые вызвали недоумение экспертного сообщества и никого не удовлетворили. В марте 2018 года на медиафоруме ОНФ "Правда и справедливость" журналист-эколог Сергей Лисовский попросил президента РФ Владимира Путина обратить внимание на проблему. Глава государства дал поручение правительству РФ проработать этот вопрос. Тем не менее в конце апреля теперь уже бывший министр транспорта России Максим Соколов приехал в Ростовскую область, где заложил символический камень в строительство Багаевского гидроузла.
После распоряжения президента проект был приостановлен до тех пор, пока не будут проведены настоящие (а не формальные) общественные слушания, а разработчики не представят исчерпывающих документов, доказывающих его безопасность. Но, как говорят общественники, таких документов нет и не было.
- На замечания общественной экологической экспертизы проектировщик ответил бумагой, в которой все замечания были разбиты на три категории: первое - "мы все исправили", второе - "замечания спорные, но все выяснится после ввода в эксплуатацию" и третье - "мы провели исследования, которые опровергают это". Больше нам ничего не предоставили, - рассказывают местные жители.
"Мы, жители Дона и независимые ученые, знакомые с ситуацией, можем в самые сжатые сроки представить тома аргументов против строительства. Но опускаются руки оттого, что многочисленные законы, хорошие и правильные, и не менее многочисленные ведомства, призванные стоять на страже интересов населения и защищать окружающую среду, на практике не работают! - говорится в коллективном письме инициативной группы в администрацию президента. - Экспертиза не проводится, стройка разворачивается полным ходом, причем все с новыми и новыми нарушениями всевозможных правил".
- В начале июня, аккурат перед ЧМ-2018, замруководителя Росморречфлота подписал разрешение на строительство первой очереди Багаевского гидроузла. Причем непонятно, на каком основании, - говорит председатель инициативной группы Елена Усова. - Единственным основанием для выдачи этого разрешения является положительное заключение Главгосэкспертизы. Но оно сейчас оспаривается в московском суде, поскольку было выдано без обязательного положительного заключения уполномоченного органа Росрыболовства.
В распоряжении редакции оказалась копия этого документа. Мы обратились в ведомство с просьбой его прокомментировать, однако на момент подготовки текста ответа не получили. Не смогли дать разъяснения и в донском министерстве экологии, сославшись на федеральный уровень проекта. По словам местных жителей, сейчас в районе хутора Арпачин на берегу ставят "времянки" для рабочих и административного персонала, начата вырубка деревьев в зоне будущей стройки. Но кажется, что окончательное решение по проекту не принято, и кто победит в этой борьбе, строители или экологи с местными жителями, все равно неясно.