В конце июня этого года Ленинский районный суд столицы Чувашии признал действия чиновниц законными и оправдал их с правом на реабилитацию и компенсацию. Кроме того, судья первой инстанции вынес частные постановления: в адрес руководителя следственного отдела регионального УФСБ - о незаконном уголовном преследовании, а в адрес прокурора - о незаконном утверждении обвинительного заключения. Однако с такими выводами суда гособвинение не согласилось. В прокуратуре настаивали: причастность обвиняемых к преступлениям доказана материалами дела, а суд первой инстанции их не учел. И вот судебная коллегия Верховного суда поддержала мнение надзорного ведомства, и теперь Петрову и Арзамасцеву вернут на скамью подсудимых.
Более 100 "блокираторов сотовой связи и сигналов" были приобретены республиканским центром образовательных технологий, отвечающим за проведение ЕГЭ в регионе, в конце 2014 года. Устройства установили в 38 школах, после чего чиновницы и попали под следствие.
Поводом послужило незаконное использование аппаратов - они не были должным образом зарегистрированы в Роскомнадзоре и могли работать на частоте свыше 1000 МГц. Подобный диапазон в тот период был запрещен для образовательных учреждений. И ситуация могла вроде ограничиться административным делом, так как нарушений ни при проведении тендера, ни при оформлении закупки выявлено не было. Однако в действиях чиновниц все же усмотрели уголовный состав, а именно - растрату бюджетных средств. Хотя примерно через полтора года после начала расследования Госкомиссия по радиочастотам расширила перечень разрешенных частот, и закупленные "глушилки" оказались в числе пригодных для использования в учебных заведениях. Обвинение в растрате перестало быть актуальным, но дело не закрыли. Его переквалифицировали на злоупотребление полномочиями, а гособвинение продолжало настаивать на пусть и условном, но лишении фигуранток свободы.
Адвокаты в свою очередь заявляли о полной невиновности своих подзащитных. С их доводами согласился и судья Ленинского района Чебоксар, не нашедший в поступках Петровой и Арзамасцевой состава преступления. Он указал, что обвиняемые приобретали устройства не по собственной инициативе, а выполняя свои служебные обязанности. Все положенные для этого по закону процедуры были соблюдены. Кроме того, закупить "генераторы шума" в рамках задания по повышению качества проведения школьного госэкзамена планировало Министерство образования Чувашии. В ходе заседания также выяснилось, что женщины все-таки вряд ли знали о невозможности применения закупаемых устройств - на ведомственных совещаниях никто из экспертов о вероятном запрете не высказывался.