В том, что власти города не смогли договориться с подрядчиками о продлении контракта. Кроме того, как объясняют сейчас в комитете по транспорту Санкт-Петербурга, контракты с подрядчиками были заключены не на монтаж электронного оборудования, а на услуги по предоставлению информации пассажирам. А табло - это лишь инструмент, который использовал подрядчик для предоставления этой услуги.
Время действия контракта по предоставлению услуги информирования было ограничено. Сейчас эти сроки постепенно истекают, подрядчики уходят с улиц Петербурга и, понятно, забирают свои инструменты с собой.
Означает ли это, что проект "умных остановок" таким образом завершится?
Вовсе нет, успокаивают горожан чиновники. В конце июля 2018 года был заключен госконтракт на создание комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом Санкт-Петербурга. Полный ввод ее в эксплуатацию будет осуществлен в конце 2019 года, обещают в Смольном.
Планируется, что сейчас всю нужную информацию о работе городского транспорта пассажиры смогут получать как на остановочных пунктах, так и с помощью своих мобильных устройств. Пилотный проект, который работал в городе три года, помог выявить достоинства и недостатки системы.
Сейчас главной своей задачей специалисты считают оповещение пассажиров о прибытии транспорта с особой точностью и в режиме реального времени. Кроме того, утверждают разработчики, "умная остановка" должна информировать об изменении маршрутов, закрытии станций метрополитена и альтернативных путях перевозки в этом случае. В качестве источников информирования специалисты рассматривают электронные табло, информационные стойки, мобильное приложение.
На первом этапе планируется установить 105 табло. Первую закупку оборудования предполагается осуществить уже в этом году. А пока для пассажиров доступен веб-сервис, позволяющий получить информацию о времени прибытия транспорта на остановку с использованием мобильного устройства, подключенного к сети Интернет. Для удобного доступа к сервису на информационных знаках остановки размещен QR-код.
Илья Резников, эксперт транспортного развития территорий:
- В данном случае сработала классическая схема: "Организатор перевозок", не имея своих специалистов нужного профиля, вывел требуемые работы на аутсорсинг, а чиновники, увидев, что "все работает", поставили галочку в отчетах и благополучно забыли о предстоящей перспективе. А когда время контракта истекло, сработал тот же механизм, что и у организаторов уборки снега: зима всегда приходит неожиданно. Непонятно, почему власти города не озаботились решением этой задачи раньше, но на этот вопрос, думаю, никто не сможет внятно ответить.