- Мы предложили омичам технологии профессионального развития учителей, от которых зависит не только уровень знаний школьников, но и готовность подрастающего поколения соответствовать вызовам времени, - пояснил президент Союза преподавателей Сингапура Майк Тируман. - Это вполне соотносится с российскими реалиями.
Участниками большого образовательного проекта стали 160 педагогических работников Омской области. Руководители повышали квалификацию по программе "Методическое лидерство". А для учителей сингапурские специалисты провели пилотный тренинг по теме "Эффективные приемы развития у учеников навыков XXI века". Власти считают, что иностранный опыт будет весьма полезен омской школе.
- Наша система дополнительного профессионального образования не хуже сингапурской, но нуждается в обновлении. Общество меняется. Ребенку необходимо ориентироваться в потоке информации. Поэтому растет потребность развивать навыки самостоятельного обучения детей уже с первого класса. Это поможет им воспитывать лидерские качества, чувствовать ответственность. Для этого педагогам важно перенимать передовой опыт, - считает глава региона Александр Бурков.
В этом году правительство региона подписало трехстороннее соглашение с сингапурской образовательной компанией, а также омским проектным институтом ОНХП.
По словам специалистов, сингапурская система превращает урок в интеллектуальную игру. Класс разбивается на группы или пары, изучает часть материала самостоятельно. Каждый школьник периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами суть вопроса соседу, и наоборот. Это помогает детям развивать коммуникативные качества, креативное мышление. Они учатся сотрудничать, одновременно говорить и слышать, принимать критику. А педагог, слушая каждого, оценивает ответы, помогает и направляет. Урок для каждого ребенка становится интересным, а качество знаний по предмету растет.
Омские педагоги получили возможность понять суть данной методики также в процессе интерактивного обучения.
- Учителя, проработавшие в школе не один десяток лет, уже выработали свои штампы. А здесь нам пришлось от них отказаться. Неожиданно мы оказались в роли учеников, которым предложили поменять мировоззрение, - делится впечатлениями директор школы №45 Елена Машкарина. - Лично я сейчас совсем по-другому смотрю на учеников и учителей. И уже загорелась желанием изменить в школе атмосферу. Создать условия, чтобы детям было интересно учиться, а педагогам комфортно работать. Сингапурский опыт подсказывает, что сделать это вполне реально.
- Задача, которую ставят тренинги, - культивировать в детях восприимчивость к инновациям, - дополняет коллегу директор школы №130 Вячеслав Шестаков. - Но, по сути, они упорядочили то, что уже известно. Как мне кажется, сингапурская модель - это наш образовательный стандарт в идеале. Причем до этого идеала буквально рукой подать.
Уже в сентябре омские учителя начнут применять новый опыт в практической работе. По плану, они должны представить видеозаписи своих уроков и получить оценку. Двадцатка лучших педагогов продолжит образование, чтобы получить сертификаты тренеров. Документ даст им право обучать лучшим мировым методикам своих коллег.
Между тем
По данным минобразования, в настоящее время сингапурская система подготовки учителей считается одной из самых продвинутых. Ее даже называют обучением будущего. Омская область является четвертым российским регионом, где решили ее внедрить. Такой же опыт уже есть у Московской, Тюменской областей, а также Республики Татарстан.