23.08.2018 17:08
В мире

Американские СМИ спорят, кого выведут в наручниках - президента или спецпрокурора

Американские СМИ спорят, кого выведут в наручниках - президента или спецпрокурора
Текст:  Евгений Шестаков
Российская газета - Федеральный выпуск: №187 (7650)
Даже самые непримиримые оппоненты президента США Дональда Трампа считают, что пока преждевременно говорить об импичменте главе государства. Однако вынесенные обвинительные приговоры бывшему руководителю избирательного штаба Полу Манафорту и адвокату главы Белого дома Майклу Коэну дают законный импульс для начала этой процедуры.
Читать на сайте RG.RU

Даже самые непримиримые оппоненты президента США Дональда Трампа считают, что пока преждевременно говорить об импичменте главе государства. Однако вынесенные обвинительные приговоры бывшему руководителю избирательного штаба Полу Манафорту и адвокату главы Белого дома Майклу Коэну дают законный импульс для начала этой процедуры.

Москва потребовала от Вашингтона закрыть дело Бутиной

Тем не менее ее итог зависит в первую очередь от политической конъюнктуры, которая сложится в Америке к ноябрю. В том случае, если на ноябрьских выборах демократам удастся завладеть Палатой представителей, то, как утверждает Wall Street Journal, они дадут определение "тяжким преступлениям и проступкам" со стороны национального лидера и смогут потребовать его отстранения от должности. Но события будут развиваться в ином направлении, если республиканцы удержат свои позиции в Палате представителей. В этом случае, предполагает немецкая Die Welt, "мы будем наблюдать за тем, как будут свернуты расследования спецпрокурора Роберта Мюллера (он занимается поиском связей Трампа с Россией. - "РГ")". И нельзя исключать, пишет издание, что "все может обернуться таким образом, что наручники будут надеты как раз на спецпрокурора".

Обвинительные приговоры - часть позиционной "войны" в США

Обвинительные приговоры - часть долгосрочной позиционной "войны", в которую втянулся весь американский истеблишмент, включая спецслужбы. Признание экс-руководителя избирательного штаба Пола Манафорта виновным в финансовых нарушениях выглядит лишь эпизодом этой схватки - подсудимый держит язык за зубами, несмотря на угрозу 80 лет заключения. Трамп уже недвусмысленно намекнул: продолжив играть в "молчанку", Манафорт может рассчитывать на президентское помилование. А значит, ему нет смысла заключать досудебные сделки с прокурорами.

Рябков: Спецпредставитель госдепа США по Украине играет на стороне Киева

Иначе складывается ситуация с показаниями, которые дал бывший адвокат и доверенное лицо главы Белого дома. Майкл Коэн пошел на сделку со следствием и уже приоткрыл нелицеприятные тайны своего клиента. Реакция президента не заставила себя ждать - он написал, что "если кто-то хочет хорошего адвоката, то он настоятельно предложит не нанимать Коэна". И хотя пресс-секретарь Белого дома утверждала, что признание Коэна виновным не имеет никакого отношения к ее шефу, подавляющее большинство американских СМИ посчитало, что это не так. Собственно, речь идет о двух эпизодах, имевших место во время избирательной кампании Трампа. В ходе первого Коэн заплатил 130 тысяч долларов порноактрисе Стефани Клиффорд за молчание об интрижке в 2006 году с нынешним президентом США, когда тот уже был женат на Мелании. Вторая выплата в 150 тысяч долларов была сделана бывшей фотомодели "Плейбоя", также утверждавшей, что она находилась в интимных отношениях с Трампом. При этом адвокат подробно описал, как именно переводились деньги - через подставные компании и с помощью фальшивых счетов-фактур. Хотя в ходе процесса имя Трампа не прозвучало - в судебных документах он упомянут как "особа-1", о ком шла речь, очень быстро перестало быть секретом. Под присягой Коэн заявил, что о его противоправных действиях будущий президент знал, в то время как Трамп этот факт по-прежнему отрицает.

Трамп признался в единственной ошибке на выборах 2016 года

Но самая щекотливая в этой истории деталь касается того, имело ли место нарушение закона о финансировании избирательных кампаний. А именно из каких средств осуществлялись выплаты - из избирательного фонда или личных средств юриста. Сам факт платежей Трамп не отрицает - по его мнению, преступления, в которых Коэн признал себя виновным, на самом деле таковыми не являются. Речь идет лишь о нарушениях в финансировании избирательной кампании, которые караются только штрафом.

Играя в "молчанку" Манафорт рассчитывает на президентское помилование

История с Коэном грозит главе Белого дома репутационными последствиями. Во-первых, его в качестве свидетеля может вызвать прокуратура Нью-Йорка со всеми вытекающими из такого допроса неприятностями. А во-вторых, адвокат Коэна в интервью телеканалу MSNBC заявил, что его подзащитный "будет счастлив рассказать спецпрокурору Мюллеру то, что он знает о возможном сговоре с целью опорочить американскую демократическую систему на выборах 2016 года и о том, что Трамп был в курсе хакерских атак". А поскольку Коэну за уклонение от уплаты налогов грозит 57 лет тюрьмы и его вытаскивать из-за решетки президент явно не собирается, то противники Трампа рассчитывают, что адвокат захочет выторговать себе срок поменьше, продавая реальные и вымышленные секреты своего бывшего руководителя.

Тем не менее до ноябрьских выборов в Палату представителей утверждать, чья возьмет, в сложившемся противостоянии невозможно: по опросам треть американцев по-прежнему поддерживают Трампа. В нападках на него они видят доказательства существования в Америке тайной власти, которая стремится свергнуть избранного демократическим путем лидера.

В четверг Трамп обрисовал телеканалу Fox News, что произойдет, если ему вынесут импичмент. "Я думаю рынок обрушится, - заявил он убежденно. - В таком случае все бы стали очень бедными". После чего сообщил журналистам, что не понимает, как вообще "можно отстранить кого-то, кто проделал отличную работу". Не трудно догадаться, что при этом Трамп имел в виду себя.

Экс-президент США Дональд Трамп
США