29.08.2018 16:30
Культура

75-й Венецианский фестиваль открывается аналогом ленты "Время первых"

Текст:  Валерий Кичин
Венеция встречает тревогой: "Туристы залюбили город до смерти!". Лейтмотив прессы: город разрушается - он по макушки соборов затоплен туристами. Древнее поселение на воде, вмещающее 55 тысяч жителей, принимает до 26 миллионов гостей в год; его теперь зовут "тонущий город".
Читать на сайте RG.RU

Исторические набережные забиты зеваками, лагуна - лужица перед штурмующими ее многопалубными "Титаниками". Местное население все яростней выступает против безбрежного туризма, изменившего структуру Венеции. Люди требуют убрать с вод лагуны океанские лайнеры и ограничить число отелей и квартир, сдаваемых в наем. Изменился сам образ города в восприятии миллионов. Если фон Ашенбах, герой Томаса Манна, впитывал воздух Венеции, наслаждался ее зыбкой красотой, то теперь почувствовать дыхание старины невозможно: его забивает дыхание разгоряченных толп. Все наблюдают отражения Венеции в дисплее смартфона, всех интересует не Дворец дожей, а свои физиономии на его фоне. Гондола из символа любви стала транспортным средством для тех, кто богаче, вапоретто - трамваем для тех, кто беднее.

На Венецианском фестивале покажут фильм Ларисы Шепитько

Десять минут на морском трамвайчике - и мы на Лидо. Здесь просторнее, уже нет знойной духоты, с Адриатики шумит прибой, в сердце острова шумит фестиваль - Мостра. Скандалят и здесь. Одна из горячих новостей - бомбардировка Мостры со стороны феминистских организаций, клеймящих фестивальную дирекцию за дискриминацию женского пола (напомню, что в конкурс попал только один женский фильм - "Соловей" австралийки Дженнифер Кент). В открытом письме дирекции феминистки напоминают, что слабый пол составляет 52 процента человечества, и призывают Венецию срочно стать на тот же гибельный путь равенства, который уже подмочил репутации фестивалей в Каннах и Локарно. "Если будет введена гендерная квота, я уйду!" - ответил им директор фестиваля Альберто Барбера, повторяя снова и снова: отборщики должны учитывать не половую принадлежность фильма, а его качество. "А судьи кто?! - парируют феминистки. - Любое мнение субъективно, с мужским шовинизмом пора кончать!". Ситуация выглядит все напряженней, но если политкорректность одержит верх над искусством, кинофестивали споют лебединую песню.

75-й Венецианский открылся американским аналогом российского фильма "Время первых" - фильмом First man (в нашем прокате "Человек на Луне") оскаровского лауреата Дэмьена Шазелла. 33-летний Шазелл известен музыкальными картинами "Одержимость" и "Ла-ла-ленд". "Человек на Луне" - его первый опыт в жанре космического "экшн", причем приключение здесь не вымышленное, а реально пережитое. И хотя режиссер отказывается считать фильм биографическим, в основе сюжета - фигура конкретного Нила Армстронга, вошедшего в историю как первый землянин, ступивший на Луну. Он сделал то, чего не делал никто и никогда, и стал живой легендой.

Воплотить подвиг первопроходца в игровом кино так, чтобы никем ранее не виденному поверили, - дело режиссерской интуиции. И все минувшие месяцы пресса была полна скепсиса по поводу способности автора удачных мюзиклов снять напряженный, но при этом достоверный триллер. Появлявшиеся один за другим тизеры подливали масла в огонь споров. Еще не явившись на экраны, фильм стал самым ожидаемым в кино событием.
Драматург Джош Сингер ("Оскар" за сценарий "В центре внимания") обещал, что зрители будут с трудом унимать сердцебиение. События, предшествующие полету на Луну и сам полет в фильме увидены как бы глазами главного героя - Нила Армстронга. Причем его подвиг, считает Сингер, не столько в том, что он ступил на Луну, сколько в том, что у него были для того все необходимые качества.

Венецианский международный кинофестиваль выложил свои главные козыри

31 августа - еще одна сенсационная премьера, которая соберет на Лидо раскаленные толпы фанов: на красной дорожке появится неистовая Леди Гага. Это четвертая версия байки об угасающей знаменитости, которая помогает юному дарованию стать звездой. Самая первая рассказала о голливудском режиссере и официантке, выбившейся с его помощью в суперстары, - фильм Джорджа Кьюкора "Сколько стоит Голливуд" (1932). В 1937 году фильм с Джанет Гейнор и Фредриком Марчем закрепил за сюжетом название "Звезда родилась". В 1954 году тот же Кьюкор снял фильм с Джуди Гарлэнд и Джеймсом Мэйсоном - оба взяли по "Золотому глобусу". Картина имела огромный успех, но и его перекрыл триумф фильма "Звезда родилась" 1976 года с Барброй Стрейзанд и Крисом Кристофферсоном: картина вошла в число лидеров проката, Стрейзанд получила "Золотые глобусы" как актриса и как певица, а потом и "Оскара" за лучшую песню, Кристофферсон стал обладателем "Золотого глобуса".

И вот теперь Леди Гага (в просторечии Стефани Германотта) в дуэте с актером и певцом Брэдли Купером ("Снайпер") заинтересовались душещипательной историей, причем четырехкратный "оскаровский" номинант Купер осуществил свою идею стать режиссером, он же сценарист и продюсер. По сюжету, музыкант Джэксон влюбляется в Элли, которая уже готова расстаться с мечтой о карьере суперзвезды, дает ей новый шанс и при этом сам терпит крах. Купер и Гага написали для фильма новые песни. После премьеры "Звезды…" Брэдли Купер займется новой режиссерской работой - байопиком о композиторе и дирижере Леонарде Бернстайне, где сам же сыграет главную роль.

Считается, что, перехватив инициативу у Канн, Венеция обещает первой открыть сезон "оскаровских наград", соперничая теперь уже с крупнейшим фестивалем мира в Торонто.

Мировое кино