"Мрачная жесть", то есть, простите, "Страшная месть", венец трилогии о приключениях Солнца русского хоррора Николая Васильевича в бесноватой Малороссии, состоит, по традиции, из двух эпизодов. Первый - по мотивам известной легенды о заживо погребенном классике, второй - по мотивам одноименного рассказа. От которого при адаптации не осталось, опять же - по традиции, почти ничего, кроме названия.
Все, что было в "Гоголе" от детектива, - информативные видения припадочного главного героя, которые указывали на следующее звено в цепочке расследования, - исчерпано. Вместо этого на сладкое нам приготовили твисты. Много, очень много твистов, чтобы прямо до отвала. Все по очереди умирают, воскресают, раскрывают свои потаенные мотивы, срывают маски, оказываются совершенно не тем, чем казались, опять умирают, но уже не воскресают - и так далее. При этом каким-то непостижимым образом фильму удается не пересечь ту грань, за которой нагромождение внезапностей уже выглядит смехотворно, оставаясь там, где все еще просто весело.
Вы ни за что не догадаетесь, кто на самом деле скрывается в темной пустоте под капюшоном Черного всадника, зачем он (или она) убивает девушек и почему именно по праздникам. Хотя ладно, почему по праздникам, все равно непонятно. Да и какая разница? Лучше оцените, какой невероятно крутой у Олега Меньшикова десяти- или сколько-то-там-ствольный револьвер. Или вот еще чудеснее орудие убийства (хотя казалось бы) - злобная летающая огненная кукла. Ну не прелесть ли это?
За минувший год "Гоголь" подарил немало радостей ценителям сочных взрослых ужасов, представив историю, сотворенную не без оглядки на западные образцы, но достаточно самобытную и живую, а главное - насыщенную событиями и постоянно расширяющую границы собственного мира. Эпилог первого сезона открывает портал в целую вселенную, аналогичную даже не марвеловской или дисишной, а той, которую хотели построить, да не сдюжили, в компании Universal на основе своих классических фильмов про монстров.
Опыты по созданию в России кинокомиксов ни к чему хорошему никогда не приводили (про "Майора Грома" помним, но пока не учитываем) по совершенно очевидной причине: комиксы у нас массовым явлением никогда не были. Зато у нас всегда была великая литература. И следующее умозаключение, отсюда вытекающее, долго лежало на поверхности, однако лишь недавно оно оформилось в идею для воплощения.
Вообще кинокомикс способен успешно обходиться сам по себе, без первоисточника - вон у Сэма Рэйми или у студии Pixar спросите, они вам подтвердят. За кинокомиксом может что-то стоять, а может ничего не стоять. В данном случае за ним стоит кое-что неизмеримо большее, чем комикс. Естественно, чтобы в эту тесную форму уместиться, требуется определенное упрощение, что при добросовестном, изобретательном подходе необязательно плохо.
В "Гоголе" наследие собственно Гоголя никуда не делось - оно все здесь, в роящихся повсеместно отсылках. Одни сразу в глаза бросаются, иные спрятаны поглубже - как загадочный инфернальный господин без носа. Знакомые с детства и подзабытые мотивы являются необходимым элементом для разработки оригинальной современной концепции с огромным потенциалом: русские гении слова рубят головы нечисти в антураже мистифицированной Российской империи XIX века. При этом концепция подразумевает одинаково уважительное отношение как к русским гениям, так и к мистике и отрубленным головам, а также сознательный упор на развлекательные моменты и абсурд в ущерб скучной рациональности - что вполне соответствует духу произведений Гоголя (вспомните хотя бы, как Хома с ведьмой друг на дружке верхом катались).
Возможно, это прозвучит излишне громко, но уже сейчас только зарождающаяся отечественная киновселенная (или это будет линейная серия - не так важно), пусть она и выглядит пока местами откровенно бедновато, по некоторым параметрам уже превосходит голливудские. Тому же "Веному" с Томом Харди нещадно урезали рейтинг до "детского" - трясутся за свои денежки проклятые капиталисты. Тогда как наш "Гоголь" бескомпромиссно щеголяет обнаженной натурой и стильной жестокостью - в разумных пределах.
Если так и дальше пойдет, в том же ключе, да бюджеты подрастут, того и гляди наконец-то заполнится пустующая ниша развлекательного кино для взрослых - и не импортным, а доморощенным продуктом, обильно начиненным объектами национальной гордости, искусством с большой буквы. Гоголь, Пушкин и Лермонтов - снова в тренде, мочат хтонических чудовищ, ненавязчиво мимоходом напоминая о себе и своем творчестве. Приятное с полезным, как говорится. Со всех сторон - исключительно радужные перспективы.
4.5