03.09.2018 23:20
Культура

Кичин: В программу Венецианского фестиваля вошло много случайных фильмов

Венецианский фестиваль в поисках новых смыслов
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Столичный выпуск: №196 (7659)
Поспешность авансов, щедро выданных 75-му Венецианскому фестивалю с его невиданно сильной программой и мужеством дать отпор агрессии феминисток, становится все очевиднее. Не то, чтобы фильмы были плохие, но слишком много случайных, не заслуживающих столь высокого внимания.
Читать на сайте RG.RU

Понятно, почему в конкурс взяли венгерскую костюмную драму "Закат": ее снял Ласло Немеш, получивший "Оскара" за новаторский фильм "Сын Саула". От него ждали многого, у кинозала была рекордная толпа. 2,5-часовой "Закат" переносит нас в Будапешт начала ХХ века, в мир барочных дворцов, лощеных туалетов, сладчайших мелодий Кальмана и предчувствия Первой мировой войны. Героиня приезжает в город своего детства в надежде устроиться модисткой в шляпный магазин, некогда принадлежавший ее отцу. Ее не берут, и тут есть некая загадочная предрешенность; зато в тумане событий брезжит фигура никогда ею не виденного брата. И начинается одиссея храброй девушки по темным закоулкам большого города с его мрачными тайнами. Режиссер, мне показалось, механически перенес прием макабрического "блуждания в поисках", принесший ему такой успех в драме о Холокосте, в совершенно иную среду и стилистику, и тот сразу обнаружил свою ограниченность. Сеанс "глубокого погружения" не состоялся, фильм кажется нарочито замедленным, переполненный под завязку зал быстро поредел.

Венецианский фестиваль перехватил у Канна главные фильмы года

Ветеран британского кино Майк Ли, отметившийся, пожалуй, во всех существующих киножанрах от "Обнаженных" до "Веры Дрэйк" и "М-ра Тернера", показал отвергнутый Каннским фестивалем "Петерлоо". Сюжет исторической драмы связан с так называемой "манчестерской бойней" 1819 года, когда во время столкновения шахтеров, доведенных до отчаяния нищетой, с полицией на площади святого Петра погибли 15 демонстрантов и более 700 были ранены. Понятно, что трагедия давняя, не у всех на слуху; Майк Ли это учел и первую половину почти трехчасовой эпопеи посвятил ликбезу - разъяснению исторического контекста. Зато впечатляют массовые сцены уличных боев, снятые честно, как встарь, без вмешательства компьютера. В фильме много персонажей - даже слишком много, и у режиссера нет возможности проработать характеры, у зрителя - их запомнить и выбрать героя, чтобы за него переживать. Визит автора роскошного мюзикла "Кутерьма" на территорию социального кино, прочно оккупированную его соотечественником Кеном Лоучем, оказался амбициозным, но не слишком удачным.

Поначалу кажется просветительским и фильм Джулиана Шнабеля "На пороге вечности", названный по имени одного из немногих полотен Винсента Ван Гога, где изображен человек. Глубокий старик со всеми признаками нищеты сидит на стуле, сгорбившись и закрыв лицо ладонями. Вся поза его выдает отчаяние. Руку Ван Гога легко узнать не только по характерной "струящейся" линии, но и по удивительному свету, которым, несмотря ни на что, пронизана картина. Это светлое отчаяние, это состояние души на пороге вечности передано и в фильме Шнабеля. Нетерпеливая пресс-публика и здесь покидала зал, но, если досмотреть до конца, картина не отпустит долго.

Венецианский фестиваль: штормы и штили

Это не байопик в привычном понимании - скорее импровизация на темы характера, судьбы и стиля живописца. Отсюда созерцательность, попытки понять тайны природной красоты, солнечного света, игры красок на земле и в небе. Ярко переданные метания мастера, его ревность к единственному другу, его беззащитное одиночество. Горечь по поводу типичной судьбы гения, которого гонят и травят при жизни, но который уверен, что через него Бог говорит с еще не родившимися поколениями - они его и оценят (известно, что при жизни Ван Гог сумел продать только одно полотно). Место действия - Прованс, куда в поисках солнца подался голландец, городок Арль с его патриархальными нравами, клиника для душевнобольных в Сан-Реми. "Ты живешь среди глупых, необразованных, тупых людей!" - пеняет Ван Гогу его лучший друг Гоген, уезжая в Париж. Необразованность и глупость станут, по фильму, причиной гибели художника - за основу взят непроверенный слух насчет подростков, решивших пристрелить всех доставшего чужака.

Вслед за Канном и Локарно Венеция собирается отбирать в конкурс строго равное число мужских и женских фильмов

Главный актерский дуэт - Уиллем Дефо в роли Ван Гога и Оскар Айзек в роли его друга Гогена. Дефо беспощаден к себе и своему герою, играет на эмоциональном пределе, на той грани, где вера перетекает в безумие. Играет на абсолютном контрасте с лучезарностью полотен Ван Гога, которыми в финальном кадре, как светозарной рамой, будет окружен гроб художника. Религиозная экстатичность фильма обдуманно гасится садистическим саундтреком: невидимый пианист упрямо и бессистемно долбит клавиши фортепиано, добираясь до самых верхних, куда не добирается никто и никогда (музыка Татьяны Лисовской).

Фильм Шнабеля кажется случайным в фестивальном конкурсе. Но можно понять мотив отборщиков: из всех картин о художниках эта самая, я бы сказал, компетентная, высвечивающая судьбу живописца изнутри: Джулиан Шнабель, известный в США художник, хорошо знает профессию и психологические извивы, с ней связанные. В фильме сильные актеры: Мэттью Амальрик - доктор Гаше, Эмманюэль Сенье - мадам Жино, Мадс Миккельсен - священник, Руперт Френд - брат живописца Тео.

…Тем временем на фестивале набирает обороты движение "50 х 50": вслед за Канном и Локарно Венеция собирается подписать декларацию о намерениях отныне отбирать в конкурс строго равное число мужских и женских фильмов. Погребальный венок для кино как искусства почти готов.

Мировое кино