05.09.2018 13:20
Общество

Дырка в обшивке корабля "Союз": в космосе или на Земле

Текст:  Наталия Ячменникова
Кто "проделал" отверстие в обшивке космического корабля "Союз МС-09", которое привело к утечке воздуха на МКС? Версий в СМИ уже прозвучало множество - от повреждения микрометеоритом до саботажа в космосе. Прямо скажем, последняя особенно "впечатляет": якобы психически неуравновешенный космонавт решил таким образом досрочно вернуться на Землю.
Читать на сайте RG.RU
Рассекречены уникальные фото баллистической ракеты Р-1

И вот последнее предположение: отверстие в обшивке "Союза МС-09", вероятно, было просверлено при сборке в подмосковном Королеве. Комиссия РКК "Энергия", расследующая инцидент, изучает книгу с замечаниями, в которую вносятся нарушения, выявленные в ходе производства и испытаний, а также меры по их устранению, сообщает РИА Новости со ссылкой на источники в ракетно-космической отрасли.

Между тем, в "Роскосмосе" попросили представителей СМИ воздержаться от публикации непроверенной информации от анонимных источников по результатам работы комиссии по расследованию этой нештатной ситуации. Ее работа будет завершена в середине сентября, а выводы будут представлены в госкорпорации, тогда и будут определены меры по предотвращению подобных ситуаций. "Роскосмос" подчеркивает, что ссылки на так называемые "источники в ракетно-космической отрасли", которые сообщают различные "версии" расследования - лишь способ манипуляции информацией и воздействия на работу представителей комиссии.

По словам экспертов, расследование космических ЧП всегда велось по четырем направлениям: конструктивная ошибка, технологическая (или производственная) ошибка, эксплуатационная ошибка и умышленное постороннее воздействие. Однако серьезные специалисты, когда к ним обращаешься за комментарием, всегда говорят: давайте дождемся выводов следственной комиссии. И это правильно!

Тем не менее, напомним: в российской космонавтике уже были громкие провалы по вине человека. Так, в декабре 2010 года в Тихий океан упали сразу три спутника "Глонасс-М". Тогда комиссия выяснила, что в разгонный блок по ошибке залили 1,5 тонны лишнего топлива. В 2011 году спутник "Экспресс-АМ4" был выведен на нерасчетную орбиту из-за неточности в циклограмме работы разгонного блока…

Опубликовано уникальное фото северного сияния из космоса

Особенно большой резонанс имел аварийный пуск "Протона-М" с тремя спутниками "Глонасс-М" 2 июля 2013 года, который транслировался в режиме онлайн по телевидению. Как было установлено, три из шести датчиков оказались перевернуты на 180 градусов - грубо говоря, поставлены "вверх ногами".
В декабре 2016 года произошла авария космического грузовика "Прогресс МС-04". Члены аварийной комиссии установили, что наиболее вероятная причина ЧП - возможное попадание посторонних частиц в полость насоса либо возможное нарушение технологии сборки двигателя. Дефект, имеющий производственный характер, проявился в полете. После этого на Воронежский механический завод (ВМЗ) были отозваны все двигатели второй и третьей ступени ракет "Протон-М".

Один из экспертов "РГ", генерал-майор Владимир Уваров приводил в пример давнюю аварию ракеты "Протон", на запуске которой он лично присутствовал на Байконуре. "В ходе расследования тогда выяснилось, что токарь на заводе, вытачивая один небольшой цилиндр, который играет роль поршня в системе топливной магистрали при давлении 150 атмосфер, случайно снял "фасочку", - рассказывает Уваров. - Под нее попала частица в 200 микрон. И вот этот поршень она и застопорила. Двигатель не стал работать, и ракета грохнулась".

История нашей космонавтики знает и другие случаи. Например, при наземных испытаниях аппарата стали выявляться похожие дефекты деталей. Стали разбираться. Пошли по технологической цепочке, и обнаружилась странная закономерность: все детали изготавливались одним и тем же токарем и в определенные дни. А именно - после зарплаты. Оказалось, токарь прилично пил, и дни, когда он вытачивал детали, были именно после получения им заработной платы. Даже такие всплывали вещи.

Россия готова поставлять ракетные двигатели во все страны мира

Как считают многие аналитики, наши космические неудачи - следствие разрушения той мощной структуры, которая была в свое время создана для развития отечественной космической программы. Вспомним: на "Буран" работали полторы тысячи предприятий 72 министерств и ведомств. И это на один космический аппарат!

В свое время были брошены все силы на создание своей элементной базы. "Помню, для орбитальной станции "Алмаз" надо было изготовить девять баков, - рассказывал один из экспертов "РГ". - Изготовили двенадцать! Все дублировалось. И это сказывалось на качестве. Когда-то мы запускали по 100-110 космических аппаратов в год. У тех же американцев наши технологии вызывали настоящую зависть".

Космос