Феликс Вишневский - человек легендарный. О его фантастическом подарке государству, сотнях экспонатов, среди которых были картины великих Тропинина, Аргунова, Рокотова, Левицкого, и особняке в самом центре города, в 1969 году восторженно писали газеты. В подробности не вдавались, а там было много странного.
Усадьбу купцов Петуховых, дом и дворовый флигель в самом центре города, в двух шагах от Третьяковской галереи, советская власть непостижимым образом оставила в собственности прежнего хозяина - этнографа и экономиста. 365 квадратных метров плюс большой сад - и это на фоне жестокого жилищного кризиса двадцатых годов! Профессор Николай Петухов завещал дом своему другу Вишневскому, причем во владение тот вступил еще при его жизни. Завещание тоже оформили непостижимым образом, документы на землю были не в порядке. Коллекционер разместил в доме свое собрание и вскоре передал его государству.
Дьявол, как всегда, в деталях: в середине шестидесятых советскому резиденту в Лондоне попалась на глаза заметка в английской газете, в ней шла речь об одной московской выставке, основу которой составили экспонаты из коллекции Вишневского. Там говорилось, что собрание оценивается в два миллиона фунтов (теперь с учетом инфляции эту сумму стоит увеличить раз в двадцать). Резидент отправил заметку в Москву, та попала на самый верх, в Политбюро ЦК КПСС. Было принято решение, его спустили в Комитет государственной безопасности. КГБ начал работать по Вишневскому, и его судьба могла оказаться незавидной. В те годы собирателей антиквариата сажали за спекуляцию (а нумизматов еще и за валютные махинации, ведь они покупали и продавали золотые монеты). Их коллекции конфисковывали.
Коллекции Вишневского государство отбирало несколько раз. Первую он начал собирать в 17 лет, после того как отец, богатый фабрикант, подарил ему картину Тропинина. После революции их фабрику национализировали, но коллекцию не тронули. Вишневский быстро ее расширял - "бывшие" меняли картины и коллекционный фарфор на картошку и муку.
В 1928 году его выслали в Кострому, большую часть коллекции конфисковали. В Костроме он работал консультантом в областном ГПУ, определял ценность изъятых в храмах художественных ценностей, затем был сотрудником музея, потом инженером на фанерной фабрике и все это время пополнял свое собрание. В 1946-м его репрессировали и отобрали у него все, но ему удалось добиться реабилитации и вернуть большую часть коллекции. В 1948-м Вишневский перебирается поближе к Москве, затем получает московскую прописку. Все свои деньги он тратит на новые вещи для своего собрания. Вишневский пополнял коллекцию, покупая вещи у голодающих старых аристократов, приобретал то, что не сумели по достоинству оценить в музеях. Но посадить его могли за другое.
Следователи раскручивали дело антикварного магазина на Арбате - там брали проценты за выгодно проданные или удачно купленные коллекционерами вещи. Самое ценное из того, что поступало в магазин, не выставлялось в открытую продажу, а уходило к "своим". Другие коллекционеры платили десять процентов от стоимости, прижимистый Вишневский - семь. По тем временам это расценивалось как спекуляция. К тому же в его коллекции имелись экспонаты, до войны хранившиеся в государственных музеях, к примеру, в Алупкинском, и это тоже был повод для уголовного дела.
Трудно сказать, как события развивались дальше. Но коллекционер отдал государству свое собрание и главный дом усадьбы. На этой основе был создан музей Тропинина, он стал его главным хранителем. В 1975 году ему было присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР. Его потомки до сих пор живут в бывшем флигеле усадьбы Петуховых.
30 августа 2018 года исполнилось 115 лет со дня рождения Вишневского. На выставке "Собирательный образ" можно увидеть большую часть его коллекций.