Чем встретит публику напичканный ультрасовременными механизмами концертный зал? Чем его жизнь будет отличаться от филармонической? Какие артисты будут выступать на его сцене? Как он будет привлекать новую аудиторию? Чтобы разгадать загадку "Зарядья", отдел культуры "Российской газеты" отправился в зал за пару дней до открытия. Экскурсию по пространствам нового комплекса провела гендиректор Концертного зала "Зарядье" Ольга Жукова.
Хрустальный дворец
Само здание концертного зала "Зарядье", сверкающее стеклянными фасадами и крышей, словно собранной из треугольных кусочков льда - настоящий хрустальный дворец, образ которого будоражил воображение архитекторов со времен его первого представления в Лондоне в 1851 году. Но стекло - не единственный архитектурный "трюк" нового зала: прозрачный дворец словно встроен в "сценографию" парка. Одна его стена вкопана в холмистый ландшафт, другая - вздымается стеклянной волной, навесом, который удерживают не привычные колонны, а букет из металлических опор - из разряда конструктивистского дизайна.
Ольга Жукова: Это была очень сложная задача для архитекторов: вписать здание концертного зала фактически в холм, уместиться на небольшой территории. Это удалось: получилось красивое здание с тонкими линиями, воздушное, легкое, светлое. И что важно, в отличие от парка, который проектировало нью-йоркское архитектурное бюро, проект концертного зала полностью сделан молодыми российскими архитекторами.
Практически в каждой точке этого здания через стеклянные окна-витрины открываются панорамные виды на Кремль, на старый город, на Москву-реку, что дает уникальную возможность посетителям "прогуливаться" по Москве во время антрактов. Публику встречают в белом фойе с его текучим интерьером белых лестниц и балконов, белыми колоннами, полом из натурального гранита, оптически объединяющего город и зал. В фойе установлены специальные digital экраны с полезной справочной и локационной информацией. Здесь же вход в амфитеатр Большого зала. В гардероб публика спускается на один этаж ниже.
Ольга Жукова: Гардероб будет комфортным для публики. Мы предусмотрели специальные отделения в каждом блоке для больших зонтов и сумок. Также мы оборудовали на разных этажах три удобных зрительских буфета: на 170, 120 и 50 человек. Меню будет оригинальным: без общепринятых бутербродов в целлофане.
Зал музыки и машин
Из фойе нижнего этажа публика попадает в Большой и в Малый залы. Архитектурно они существенно отличаются: рифленые белые стены прямоугольного Малого зала, окантованного стержнем балконных перил, и текучие, "плазменные" линии футуристического Большого зала, подкова которого заворачивается за сцену. Здесь важно все: и комфорт публики, и удобство сцены, и техническое оснащение. Но главное качество зала измеряется натуральной акустикой, которая работает без искусственного усиления звука. Создавалась акустика под руководством выдающегося японского специалиста Ясухисы Тоёты, творца акустики десятков знаменитых залов, в том числе Эльбской филармонии, Сантори-Холла, концертного зала Мариинского театра. Результат его работы в "Зарядье" протестировали крупнейшие российские музыканты: Валерий Гергиев, Михаил Плетнев, Денис Мацуев, Николай Луганский.
Ольга Жукова: Все акустические замеры и тесты показали, что у нас очень хороший звук. И для этого было сделано все: акустические полы, кресла, специальные акустические панели. Малый зал изначально проектировался как репетиционный. Но потом появились идеи проводить здесь концерты камерной музыки, творческие встречи, выступления небольших коллективов, детские программы. В этом сезоне, например, здесь сделает свою программу Константин Хабенский. Цены на билеты начинаются от 100 рублей (стоячие места для студентов на балконе). Малый зал соединен со студией звукозаписи, и в ближайшее время мы создадим лейбл "Зарядье".
Для репетиций есть оборудованные помещения?
Ольга Жукова: У нас 9 репетиториев, Москва закупила нам 15 инструментов фирмы Steinway (5 концертных и три малых рояля, 7 пианино). Это очень дорогие инструменты, в среднем по шесть млн рублей за рояль. Но выглядят они, как "Феррари" - настоящие произведения искусства. Также нам закупили крупногабаритные музыкальные инструменты: три арфы, контрабасы, литавры, колокола, арфы, ударные установки. Мы теперь полностью укомплектованы и для исполнения "Бориса Годунова" и "Хованщины", и для джазовых концертов.
Большой зал "Зарядья" восхищает не только своей уникальной архитектурной формой, но и своей возможностью трансформироваться: весь партер вместе со сценой превращается в плоский сценический пол, а сцена - в амфитеатр. Процесс трансформации зала - настоящее техническое шоу, публика для которого, правда, не предусмотрена. Но отделу культуры "Российской газеты" и трансформацию зала, и подземный "город машин", и уникальное техническое оборудование зала продемонстрировали Алексей Смыслов, заместитель гендиректора компании "Дока" и Сергей Саенко, отвечающий за механизацию в зале.
Трансформация выглядела, как в фантастическом кино: сначала бесшумно ушли в щели пола все перегородки в зале, затем с техническим гулом и скрежетом провалились все ряды: нечетные, четные. Опустилась и поднялась на уровень сцены оркестровая яма, рассчитанная на огромный состав музыкантов в 108 человек, задвигались сегменты планшета сцены. Всего за 40 минут Большой концертный зал с амфитеатром способен превратиться в зал, где можно проводить приемы. Кроме того, зал оснащен театральным оборудованием: есть штанги для кулис, для элементов декораций, звуковое и световое оборудование. На потолке открываются 200 люков, из которых опускаются механизмы для подвеса любого звукового и медиаоборудования. Практически все управление автоматизировано.
Ольга Жукова: В Большом зале у нас, как в Парижской или в Гамбургской филармонии, есть места для публики по другую сторону сцены. Сейчас они не видны: наши коллеги из Франции начали монтаж фасада органа, который завершат к открытию. Сам орган будет построен в 2019 году. Это будет второй по величине орган в России - 85 регистров.
Зарядись музыкой
Зал "Зарядье" открывается, но по афише уже ясно, что вашим трендом будут крупнейшие исполнительские имена. Сложно было сформировать такую афишу в короткие сроки?
Ольга Жукова: Это правда. Мы поздно начали. Я была назначена на пост руководителя полтора года назад и должна была еще собрать свою команду. Афишу первого сезона мы сформировали практически за год, а надо было бы за 2-3 года, учитывая графики музыкантов. Сейчас мы формируем сезоны 2019/20 2021/22 и нам уже легче. У нас есть уже, например, даты выступления Венского филармонического оркестра и многое другое.
Какова будет репертуарная стратегия "Зарядья"? Московская филармония предлагает публике больше двухсот абонементов в сезон, охватывая огромный репертуарный срез, исполнителей, все сегменты аудитории?
Ольга Жукова: Наша основа - это классическая музыка. Но мы не собираемся ни с кем конкурировать. Все мы - коллеги: каждый из нас делает свою историю и к каждому приходит своя аудитория. Мы должны пройти свой путь, чтобы завоевать своего зрителя и слушателя. И делается это не за один день. Мы запланировали в первом сезоне сольные концерты Юлии Лежневой, Надежды Павловой, Даниила Трифонова, Алексея Володина, выступления Теодора Курентзиса, Джойс Дидонато, Гидона Кремера с "Кремерата Балтика" и многое другое. У нас пройдут фестивали: наш собственный Фестиваль Рахманинова, а также Vivacello Бориса Андрианова и ArsLonga Ивана Рудина. Пока в нашей афише не появился танец, хотя сцена позволяет. Но мы решили пока не рисковать, посмотреть, как ведет себя зал.
Какая будет ценовая политика?
Ольга Жукова: Я не считаю, что билеты должны стоить тысячи рублей. У нас есть билеты и за сто, и за триста, и за пятьсот рублей. Верхняя граница зависит от себестоимости концерта, от гонорара звезд.
Ну а если будет концерт Нетребко?
Ольга Жукова: Все спрашивают про эти билеты за 150 000 рублей. На самом деле, это не секрет, какой гонорар у Нетребко. Другой вопрос, действительно ли были такие билеты? Да, были, я видела их сама. Не у перекупщиков. Если они были, значит, их кто-то покупал.
Кого точно никогда не будет в этом зале?
Ольга Жукова: Точно не будет эстрады и шоу-программ. Все, что может идти в Кремлевском дворце, у нас не пойдет. Но у нас выступят в этом сезоне Дживан Гаспарян, выдающийся мастер игры на дудуке, Петр Налич, исполняющий рок, фолк. Мне бы очень хотелось провести акустический концерт Земфиры. Мы уже начали переговоры.
В первый же сезон вы рискнули развернуть большую афишу музыки барокко, рассчитанную на тонкий слой аудитории?
Ольга Жукова: Да, мы берем на себя риск, потому что такие программы продаются мало. Но мы решили, что будем делать подобные проекты. В этом сезоне у нас намечены концерты Pratum Integrum, прозвучат "Страсти по Иоанну" Баха, оратория "Соломон" Генделя, Stabat Mater Перголези. В Малом зале у нас будут читать лекции, в том числе по барокко. Курс лекций раскупается очень хорошо, билеты стоят 100-300 рублей.
На какую аудиторию вы рассчитываете?
Ольга Жукова: Мы должны начать работать, чтобы понять, кто наша целевая аудитория. Сейчас, когда идут уже продажи, мы продумываем, чтобы была привязка к личному кабинету. Тогда мы сможем понять, кто покупает наши билеты, кто к нам приходит. Конечно, у нас есть свой плюс: мы находимся в парковой зоне. За первый год работы через парк "Зарядье" прошло порядка 10 миллионов посетителей - жителей Москвы и туристов. Это все наша потенциальная аудитория. Кстати, в один из фасадов нашего здания вмонтирован медиаэкран с разрешением 4К, и посетители парка смогут смотреть трансляции наших концертов бесплатно, в том числе концерт-открытие 8 сентября.
В чем суть вашей новой системы продажи билетов с хештегом "заряжайся"?
Ольга Жукова: Мы придумали эту систему по двум причинам. Во-первых, зал новый, и нам не хотелось бы, чтобы создавался очередной абонемент номер 552 или 276. Каждый раз я сама, выбирая абонемент, мучаюсь, где, какие концерты, почему такое количество абонементов? Во-вторых, мы решили обыграть саму историю нашего места. Это древний район Москвы, который еще в XVI веке назвался "За рядами": здесь были торговые ряды. И мы подумали, что "заряжайся" - это очень классное название, оно несет позитивную, светлую энергию, побуждает к чему-то. Так мы придумали систему хештегов "зарядись музыкой". Мы поделили эту систему на разные жанры: "зарядись классикой", "зарядись оперой", "зарядись барокко", "зарядись новым", "зарядись детством", "зарядись джазом". У нас сейчас порядка 15 хештегов, а будет еще больше. Это место само дало нам "ключ", как мы должны делать. И это удобно для публики: например, молодой человек хочет пойти на концерт классической музыки с родителями, он выбирает хештег "зарядись классикой", нажимает его и видит все концерты. А например, с девушкой он хочет пойти на концерт барочной музыки и выбирает программу из хештега "барокко". Посетители с детьми выбирают детскую программу. Если ты купил четыре концерта из разных хештегов, получаешь 10 процентов скидки. Получается, ты сам собираешь себе абонемент по собственному вкусу.
В следующем году предстоит Конкурс Чайковского. Ваш зал будет участвовать?
Ольга Жукова: Да, мы уже обсуждаем проведение здесь финала Конкурса Чайковского 29 июня.
Какой вы видите перспективу "Зарядья"?
Ольга Жукова: Нам не хотелось бы, чтобы в новый зал шло то, что уже давно отработано. Конечно, у нас будут играть и Малера, и Бетховена. Но хотелось, чтобы в нашем зале рождались новые имена - композиторские, исполнительские. Чтобы мы их открывали. Это непростой путь, но кто-то должен выполнять эту миссию.
Здание концертного зала "Зарядье" с двумя залами на 1600 и 400 мест спроектировано авторским коллективом под руководством Сергея Кузнецова и Владимира Плоткина (проектное бюро ТПО "Резерв"). Уникальной архитектурной деталью здания является его крыша с зелеными насаждениями, по которой могут гулять посетители парка. "Зарядье" - первый в России зал-трансформер. Для создания его акустики использовалось 15 000 панелей из красного дерева махагони, а для планшета сцены - кедр особой породы. Все пространство нового зала является доступной средой для людей с ограниченными возможностями передвижения.
Трансляцию концерта-открытия зала "Зарядье" 8 сентября будут осуществлять "Россия К" (19.00), "Россия 1" (0.50), Medici.tv (17.00) и Mezzo (17.00).
23 сентября в Большом зале откроется фестиваль музыки Рахманинова, посвященный 145-летию композитора. В течение месяца на сцене Большого и Малого залов будут звучать произведения Рахманинова в хронологическом цикле: "Начало" ("Алеко"), "Небо" ("Всенощное бдение"), "Кризис и расцвет" (Первая симфония и Второй фортепианный концерт), "Земля" (Романсы и камерные сочинения), DIES IRAE ("Симфонические танцы"), "Последний концерт" (Рапсодия на тему Паганини).
25 сентября в Большом зале британский ансамбль Taverner Choir Consort&Players под руководством Эндрю Пэррота исполнит "Страсти по Иоанну" Иоганна Себастьяна Баха. Автор двух монографий и множества статей о Бахе, Перселле и Монтеверди, Эндрю Пэррот считает, что исполнять хоровые номера в духовной музыке Баха надо ансамблем солистов. В таком составе "Страсти по Иоанну" прозвучат в Москве впервые.
30 сентября в Малом зале концертного зала "Зарядье" Роман Минц (скрипка), Вадим Холоденко (фортепиано) и Елизавета Миллер (клавесин) исполнят камерную программу французской музыки. Прозвучат сонаты Франсиса Пуленка и Сезара Франка, а также "Тема с вариациями" Оливье Мессиана и "Соната" Дариуса Мийо. Последние два произведения исполняются нечасто, их смело можно отнести к репертуарным раритетам.
* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"