Об этом рассказал замминистра финансов Алексей Лавров "Российской газете" на Московском финансовом форуме.
Изменения затронут образование, здравоохранение (за исключением обязательного медицинского страхования), социальную защиту, занятость населения, физическую культуру и спорт, туризм.
Фактически это должно завершить реформу, начатую восемь лет назад. По формальным признакам она состоялась: внедрены госзадания, упорядочены однотипные госуслуги, их финансирование нормируется в расчете на единицу услуги, а не на учреждение, появилась обязанность органов власти устанавливать требования к качеству услуг и контролировать его. Но главную цель реформы - оказание гарантированных государством социальных услуг на основе принципа "деньги следуют за потребителем" еще предстоит достичь, считает Алексей Лавров.
Почему качество социальных услуг растет так медленно?
Алексей Лавров: Госзадания распределяются административно, без учета объема и качества услуг, и органы исполнительной власти и сами государственные учреждения ориентированы на сохранение сложившейся бюджетной сети, не заинтересованы в "борьбе за потребителя" и оптимизации расходов.
Как Минфин планирует изменить эту систему?
Алексей Лавров: Нам не надо изобретать велосипед. В мире давно применяются конкурентные способы оказания госуслуг за счет бюджетных средств как государственными, так и негосударственными организациями. Есть такой опыт и у нас - в системе обязательного медицинского страхования, в высшем образовании на федеральном уровне, в социальном обслуживании граждан в ряде субъектов Федерации и муниципальных образований.
В этой связи нашей задачей является создание инструментов, позволяющих с учетом имеющегося опыта обеспечить доступ негосударственным организациям к оказанию госуслуг наравне с государственными учреждениями.
Мы рассчитываем, что законопроект об этом, который правительство внесло в Госдуму, будет принят в текущем году. При этом вступление его в действие предусмотрено с первого января 2020 года, то есть в следующем году должны быть приняты все подзаконные акты.
Законопроект предусматривает внедрение нового инструмента - государственного (муниципального) социального заказа, который определит показатели объема и качества оказания услуг, а также категории потребителей таких услуг.
Формировать такой заказ является обязанностью органов исполнительной власти, отвечающих за организацию оказания той или иной государственной услуги в социальной сфере.
Для исполнения социального заказа наравне с госзаданиями будут использоваться конкурентные процедуры отбора исполнителей: конкурсы с участием как государственных и муниципальных учреждений, так и негосударственных организаций, а также сертификаты, дающие право гражданам самостоятельно выбрать организации, оказывающие им ту или иную услугу за счет бюджетных средств.
Исполнителем таких услуг может стать любое юрлицо, вне зависимости от его организационно-правовой формы. По нашему мнению, развитие конкуренции на рынке госуслуг позволит добиться повышения их качества и доступности.
Получается, все субъекты будут обязаны привлекать частные организации к оказанию госуслуг?
Алексей Лавров: Нет, наша позиция заключается в том, что не нужно навязывать субъектам Федерации и муниципальным образованиям способы исполнения социального заказа и отбора организаций, участвующих в его реализации, - это их сфера ответственности, их выбор. Но его нужно обосновывать в рамках общих для всех рамочных правил и критериев. Региональные и местные власти должны отвечать не за содержание подведомственной им сети, а за доступность и качество социальных услуг.
На каких условиях планируется привлекать негосударственный сектор?
Алексей Лавров: Условия, на которых будут оказываться государственные услуги, должны быть равными для всех исполнителей, вне зависимости от их организационно-правовой формы, поскольку это основной залог справедливой конкуренции.
В этой связи нами готовится нормативная правовая база, позволяющая создать такие условия.
В первую очередь законопроектом предусмотрены равные условия в части оплаты оказания госуслуг. Так, в случае участия негосударственной организации в исполнении социального заказа, ей гарантируется оплата оказанных услуг в объеме, не меньшем объема финансирования оказания таких услуг государственным учреждением в соответствии с утвержденным ему госзаданием. Оплата услуг вне зависимости от способа исполнения социального заказа осуществляется путем предоставления субсидии, в том числе в порядке финансового обеспечения, что позволит исполнителям услуг получать авансирование.
Кроме того, предлагается установить возможность заключения долгосрочных соглашений в целях оказания госуслуг, а не на период бюджетного планирования, как это делается сейчас. Это позволит решить проблему ограниченности ресурсов негосударственных организаций при выходе на рынок социальных услуг, она неоднократно отмечалась экспертами. В этой связи мы подготовили и внесли в правительство соответствующие поправки в Бюджетный кодекс.
Еще одной задачей, которую предстоит решить, это создание равных условий в вопросах налогообложения. Сейчас госуслуги, оказываемые в соответствии с госзаданием, освобождены от уплаты НДС, аналогичный подход предлагается использовать и в отношении госуслуг, оказываемых негосударственными организациями.
Вы согласны, что эти изменения несут определенные риски для потребителей?
Алексей Лавров: Мы сделали все возможное, чтобы их нивелировать. В первую очередь в рамках законопроекта выстроена всеобъемлющая система контроля: это и классический государственный финансовый контроль за порядком предоставления и использования средств, предоставленных из бюджета, это и контроль уполномоченного органа за соблюдением исполнителем услуг условий соглашений, это и контроль общественными объединениями и объединениями юридических лиц, который будут проводить независимый мониторинг, а также вправе инициировать проверки государственными органами.
Кроме того, предусмотрено использование как действующих институтов оценки качества услуг (независимая оценка качества условий оказания госуслуг), так внедрение новых. Потребители вправе будут обращаться в уполномоченные органы с жалобами на ненадлежащее оказание услуг, а уполномоченный орган обязан будет провести проверку и принять меры, вплоть до замены исполнителя. За бездействие предусмотрена административная ответственность должностного лица, а также ответственность должностного лица исполнителя услуг за неоказание или ненадлежащее оказание госуслуг, законопроект об этом уже внесен в правительство.