После этого люди сами смогут выбирать тех, кто будет им оказывать соцуслуги. Изменения затронут образование, здравоохранение (кроме ОМС), соцзащиту, занятость населения, физкультуру и спорт, туризм.
Новый закон даст возможность завершить реформу соцуслуг, начатую восемь лет назад. По формальным признакам она состоялась, но главную ее цель - оказание гарантированных государством соцуслуг на основе принципа "деньги следуют за потребителем" - еще предстоит достичь, считает Лавров.
Алексей Михайлович, почему все-таки качество соцуслуг растет так медленно? Хотя внимание им уделяется большое.
Алексей Лавров: Госзадания распределяют административно, без учета объема и качества услуг. Органы власти, госучреждения ориентированы на сохранение сложившейся бюджетной сети, не заинтересованы в "борьбе за потребителя" и оптимизации расходов.
Как минфин планирует изменить ситуацию?
Алексей Лавров: Нам не надо изобретать велосипед. В мире давно применяются конкурентные способы оказания госуслуг за счет бюджетных средств как государственными, так и негосударственными организациями.
Есть такой опыт и у нас в системе обязательного медстрахования, в высшем образовании на федеральном уровне, в соцобслуживании граждан в ряде регионов и муниципалитетов.
Наша задача создать инструменты, позволяющие доступ негосударственным организациям к оказанию госуслуг наравне с государственными учреждениями. Правительство уже внесло в Госдуму проект закона. Вступление его в действие предусмотрено с 1 января 2020 года.
Рост качества за счет чего произойдет?
Алексей Лавров: Законопроект предусматривает внедрение нового инструмента - государственного (муниципального) социального заказа, который определит показатели объема и качества оказания услуг, а также категории потребителей таких услуг.
Для исполнения социального заказа наравне с госзаданиями будут использоваться конкурентные процедуры отбора исполнителей: конкурсы с участием как государственных и муниципальных учреждений, так и негосударственных организаций, а также сертификаты, дающие право гражданам самостоятельно выбрать организации, оказывающие им ту или иную услугу за счет бюджетных средств.
Исполнителем таких услуг может стать любое юрлицо. По нашему мнению, конкуренция на рынке госуслуг повысит их качество и доступность.
То есть привлекать частные организации к оказанию госуслуг надо обязательно?
Алексей Лавров: Нет, наша позиция заключается в том, что не нужно навязывать регионам и муниципальным образованиям способы исполнения соцзаказа и отбора организаций. Это их сфера ответственности, их выбор. Но его нужно обосновывать в рамках общих для всех рамочных правил и критериев. Региональные и местные власти должны отвечать не за содержание подведомственной им сети, а за доступность и качество соцуслуг.
Для людей - риск минимальный
Алексей Михайлович, вы согласны, что изменения в системе оказания соцуслуг несут определенные риски для потребителей?
Алексей Лавров: Мы сделали все возможное, чтобы их нивелировать.
В первую очередь в рамках законопроекта выстроена всеобъемлющая система контроля. Это и классический государственный финансовый контроль за порядком предоставления и использования средств, предоставленных из бюджета. Это и контроль уполномоченного органа за соблюдением исполнителем услуг условий соглашений. Это и контроль общественными объединениями и объединениями юрлиц, которые будут проводить независимый мониторинг, а также вправе инициировать проверки госорганами.
Кроме того предусмотрено использование как действующих институтов оценки качества услуг, так и внедрение новых. Потребители вправе будут обращаться с жалобами на ненадлежащее оказание услуг, а уполномоченный орган обязан будет провести проверку и принять меры вплоть до замены исполнителя. За бездействие предусмотрена административная ответственность должностного лица, а также ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание госуслуг. Законопроект об этом уже внесен в правительство.
На каких условиях планируется привлекать "частников"?
Алексей Лавров: Условия, на которых будут оказывать госуслуги, должны быть равными для всех исполнителей, это основной залог справедливой конкуренции. Мы готовим нормативную правовую базу, позволяющую создать такие условия.
В первую очередь законопроектом предусмотрены равные условия в части оплаты оказания госуслуг. Так, в случае участия негосударственной организации в исполнении соцзаказа ей гарантируется оплата за оказанные услуги в объеме, не меньшем объема финансирования оказания таких услуг госучреждением в соответствии с утвержденным ему госзаданием.
Оплата услуг вне зависимости от способа исполнения заказа осуществляется путем предоставления субсидии, в том числе в порядке финансового обеспечения, что позволит исполнителям услуг получать авансирование.
Кроме того предлагается установить возможность заключения долгосрочных соглашений в целях оказания госуслуг, а не на период бюджетного планирования, как это делается сейчас.
Это позволит решить проблему ограниченности ресурсов негосударственных организаций при выходе на рынок соцуслуг, которая неоднократно отмечалась экспертами. Мы уже подготовили и внесли в правительство соответствующие поправки в Бюджетный кодекс.
Также предстоит создать равные условия при налогообложении. Сейчас госуслуги, оказываемые в соответствии с госзаданием, освобождены от НДС, аналогичный подход предлагается использовать и в отношении госуслуг, оказываемых негосударственными организациями.