Автоматически, без какого-либо временного лага, колебания валютного курса транслируются на цены в иностранных интернет-магазинах, поскольку покупка происходит за рубежом и конвертация производится в момент расчета, отмечает вице-президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Лия Левинбук. Многолетний бум трансграничной торговли в почтовых отправлениях может замедлиться, но несильно, поскольку средний чек таких покупок невелик. Серьезные покупки все-таки пока совершаются еще в "классической" рознице.
На ней резкие скачки курса отражаются примерно через 1,5-2 месяца, говорит Левинбук.
Опыт 2014-2015 годов, когда произошло гораздо более резкое ослабление рубля, чем сейчас, показал, что розничные цены реагируют на это с замедлением и не в прямой пропорции - часть издержек цепочка поставщиков берет на себя, чтобы удержать спрос в приемлемых объемах.
Крупные сетевые магазины планируют поступить так же и сейчас. Так, в "М.Видео" и "Эльдорадо" "Российской газете" заявили, что не меняли ценовую политику, все запланированные промоакции реализуются в полном объеме.
"Ни один из магазинов - крупных или мелких - не заинтересован в повышении цен, - утверждает Михаил Славинский, генеральный менеджер "Ситилинка". - Любому бизнесу важна лояльность потребителя, компании идут на эти меры только в самых крайних случаях".
Повышению цен больше подвержена электроника: смартфоны, ноутбуки, аксессуары к ним. Ценники на крупную бытовую технику, по словам экспертов, обычно начинают пересматриваться позже. На скорость переноса курса в цены влияют и масштабы реализации. По словам Славинского, крупные сети имеют высокий запас прочности за счет больших стоков, которые позволяют продавать закупленный за несколько месяцев вперед товар без повышения цен. У небольших интернет-магазинов склады в несколько раз меньше, поэтому при ухудшении ситуации им приходится реагировать раньше.
В отличие от ситуации рубежа 2014-2015 годов, когда покупатели выносили из магазинов все подряд, лишь бы спасти свои сбережения перед угрозой неизбежного роста цен, сейчас изменений в поведении потребителей торговые сети пока не отмечают. Впрочем, их практически не было и после апрельского пакета санкций и связанных с ним скачков валютного курса.
"В прошлом существенное ослабление рубля всегда приводило к тому, что россияне старались потратить свои накопления, совершая дорогие покупки, чтобы их сбережения не обесценились, - говорит Владимир Бирюков, руководитель группы розничного сектора "Делойт" в СНГ. - Если ослабление рубля будет продолжаться и дальше, то не исключено, что предпочтения населения не изменятся". Однако, продолжает Бирюков, с 2014 года в своем потребительском поведении россияне стали больше похожи на европейцев - стали более прагматичными в своих тратах. Смещение приоритетов уже заметно. Если в прошлом году, по данным ВЦИОМ, самой популярной покупкой россиян стал смартфон (его купил каждый четвертый), то в 2018 году на первое место в планах вышли более продуманные траты - ремонт, турпутевка, машина, плата за обучение.