Почему бы не Россия? - этот вопрос часто слышал его создатель Рене Мартен. И вот уже в четвертый раз усилиями Свердловской филармонии "музыкальное безумие" накрывает столицу Урала: 111 концертов в режиме нон-стоп, более 600 участников из 9 стран, 8 фестивальных залов и 35 000 слушателей. И все это за 3 дня!
"Безумные дни" в российском варианте сохраняют свою демократичность и главные свойства: короткие концерты, доступные цены, атмосферу праздника. Героиня фестиваля - не звезда-исполнитель, но сама Музыка, каждый год меняющая свое амплуа. Хотя и музыкальные силы подтянуты нешуточные: несколько оркестров, включая УАФО, резидента принимающей стороны, хоры, ансамбли самых разных составов, солисты, как известные, так и совсем молодые.
В этом году сквозной темой фестиваля стал девиз "К новым берегам", а программы включали музыку композиторов, в какой-то момент покинувших Родину. Что послужило тому причиной - революции, войны, политические репрессии, или личный выбор, обусловленный "охотой к перемене мест", неважно. И ностальгия по родине, и очарование новым миром - одинаково плодотворны в качестве источника вдохновения. Креатив неутомимого Мартена (а при подготовке фестиваля он прослушивает до двух тысяч музыкальных произведении) выглядел впечатляюще: музыка от средневековья до наших дней, включая сочинения, специально к фестивалю созданные.
Конечно, даже при максимальных стараниях и молниеносных перемещениях с одной концертной площадки на другую (благо все они в шаговой доступности), услышать хотя бы треть всего невозможно. Но можно, вольным образом составив свой маршрут, окунуться в эту невероятную стихию музицирования и разглядеть микросюжеты, возникающие от сопряжения разных "музык".
Скажем, как тема еврейского странничества звучит в развеселом клезмере французского октета Sirba, затем претворяется в масштабном ораториальном "Исходе" Ольги Викторовой (российская премьера) и, наполняясь актуальными современными параллелями, завершает фестиваль в знаменитом хоре "Va pensiero" из вердиевского "Набукко".
Фестиваль "Безумные дни" в ЕкатеринбургеКак Александр Рудин в один из дней совершает своего рода музыкантский подвиг, проведя три концерта: два как дирижер со своим оркестром "Musica Viva" и с Уральским молодежным, а в вечернем концерте еще и сыграть (блестяще!) виртуознейший виолончельный концерт малоизвестного для нас Иоганна Генриха Фациуса. Кстати, немца пригласил работать в свою капеллу граф Николай Петрович Шереметев - тот самый, ставший мужем актрисы Параши Жемчуговой.
На концертах возникала мысль о том, как же по-разному принимала Америка великих европейских эмигрантов, как счастлив там был чех Антонин Дворжак, и как страдал венгр Бела Барток. Каким несхожим было внутреннее самоощущение Игоря Стравинского и Сергея Рахманинова, при том, что оба получили полное, безоговорочное признание.
Как по-разному сложились судьбы русских композиторов, связанных с духовной музыкой. Павел Чесноков остался в России и ушел во внутреннюю эмиграцию, а ученик Римского-Корсакова Александр Гречанинов уехал в Европу, а потом в Новый свет, и попытался найти и сформулировать единый для всех закон божий в грандиозной Экуменической мессе.
Параллели из мира истории и культуры не отменяли чисто музыкальных удовольствий; у меня в этот раз они оказались связаны с музыкой Рахманинова: "Остров мертвых", наполненный предчувствиями трагедий и катастроф в трактовке УАФО и Дмитрия Лисса, и их же диалог с пианистом Андреем Коробейниковым в Рапсодии на тему Паганини.
Тема следующих "Безумных дней" - "Путевые заметки", а это значит, что наши музыкальные путешествия будут продолжены.