Он стал знаменит благодаря фильму "Восьмая миля", а еще больше - благодаря удивительной для рэпа эрудиции: в то время как коллеги ритмично бубнили об одном и том же - о дорогих машинах, корыстных красотках и больших деньгах, он всегда читал газеты и имел обо всем собственное мнение.
А еще - умел насыщать музыку необычными аранжировками и был готов постоянно меняться. Теперь и вовсе: 45-летний Эминем пошел против себя прежнего, не скрывая былых грехов. А его новый альбом "Камикадзе" получился переменчивым, рискованным... Таким, какого от него уже и не ожидали.
Эминем, кажется, побаивался выпускать этот диск: "Камикадзе" вышел без рекламы и предварительных интервью - очень стремительно. Предыдущий альбом артист рекламировал даже во время финального матча чемпионата по американскому футболу, выступая перед 100 тысячами зрителей, не считая телезрителей.
Но тот диск Revival разочаровал и поклонников, и критиков. Да и самого Эминема. Тогда он приглашал в студию суперзвезд: Пинк, Эда Ширана с акустической шестистрункой, Алишу Кис и даже Бейонсе... Но в итоге ершистости, бескомпромиссности и колючих, но влекущих мелодий "Возрождению" (так переводится название) все-таки не хватило. Получился почти приторный мейнстрим-альбом - такой, что мог бы записать едва ли не любой рэпер - любой, у кого хватило бы обаяния и славы, чтобы завлечь в студию красоток Бейонсе и Пинк.
И вот теперь "король хип-хопа" (журнал Rolling Stone) выпустил диск Kamikaze: доказать, что, в отличие от рэперов "новой школы", он хочет остаться музыкальным и поэтическим бунтарем. И, кстати, уже не осветляет волосы, дабы никто не счел, что он и в этом угождает моде. Теперь встретишь на улице и - не узнаешь. Прост, независим от трендов и самодостаточен, как и его новая музыка.
Главный сингл альбома Lucky You - c мелодией, сыгранной будто на игрушечном клавесине, жестко контрастирующем с хлесткой и отчаянной подачей материала, - даже наследует одному из его главных хитов 90-х - Lose Yourself. "Камикадзе" для Эминема - это попытка выйти из замкнутого круга хит-парадов, где нынче проще побеждать предсказуемым хитовым мелодиям.
Нынешняя премьера - жестче, "уличнее", неприкаянней, суровей Revival. Зато в "Камикадзе" - такая подача, флоу, что треки станут интересны и тем, кто рэп прежде не жаловал. В титульном номере достается "исламскому нацизму"; в альбоме упоминаются Иисус Христос, политики, рэперы - все вместе - почти новый "Декамерон".
Есть и долгожданное признание самого артиста: "Я обратился к рэпу, потому что благодаря ему почувствовал себя крутым, хотя на самом деле таким и не был..." Да, может быть, Эминем избыточно использует былые навыки и трюки из 90-х вместо расширения своего музыкального мировоззрения и экспериментов. Зато - снова много поэзии, метафор, почти юношеской кичливости.
И - ощущения, что вспоминать прошлое полезно - чтобы опять, как в юности, - стать бескорыстным, бесшабашным, независимым и не таким, как все...