Еще в июле активисты ОНФ вместе со специалистами регионального министерства охраны окружающей среды выехали в рейд и взяли пробы воды из канализационного колодца, ручья и пруда. В первом случае содержание аммонийного азота превысило предельно допустимую концентрацию (ПДК) более чем в 30 раз, нефтепродуктов - в шесть раз, синтетических поверхностно-активных веществ - в 6,5. Показатели биохимического и химического потребления кислорода оказались завышены в 18 и семь раз соответственно. То есть ни о какой очистке говорить вообще не приходится.
Если и есть какая-то "очистка", то с помощью лесного ручья, в который, по словам местных жителей, попадают стоки из коллектора. А затем в пруд, где люди купаются и ловят рыбу. Там загрязнение, конечно, не такое, как в коллекторе, но, как показали пробы, часть вредных веществ до пруда все-таки добирается. В воде выявлено превышение показателей биохимического и химического потребления кислорода, что свидетельствует о загрязнении водоема органическими веществами. Хотя пруд и не является официальной зоной рекреации, но пользуется популярностью не только у местного населения, но и у кировчан: на берегу находится база отдыха.
В Федяковской администрации с результатами проверки не согласны. Довод такой - система водоочистки замкнутая, куда и что из нее может вытекать? Видимо, как это часто бывает, чиновники живут в какой-то своей параллельной реальности, которая с житейской не пересекается. Местный житель Николай Вохмянин специально провел для корреспондента "РГ" экскурсию по системе водоочистки. Никакой экспертизы не надо - запах в мелиоративной канаве такой, что его можно учуять задолго до подхода к ней. А здание канализационно-насосной станции стоит за забором под замком и никакого отношения к системе водоотведения давно не имеет.
- Когда-то, еще при старой администрации, ее починили, она сколько-то поработала, потом сломалась, и все, - рассказывает Николай. - Я нашим чиновникам говорю: давайте чинить, ведь это же безобразие. Все стоки с деревни идут в ручей, а там не только канализация. Это и химия, что сливают стиральные машины. Есть больные туберкулезом. Да мало ли чего. Мне говорят: денег нет, после прежней администрации ничего не осталось. Так вы-то для чего здесь поставлены? Руками разводить каждый может.
Два месяца назад из-за неработающей системы канализации стоки затопили детскую площадку, а периодически они скапливаются в подвалах жилых домов. С засорами в администрации Федяковского сельского поселения, которая, кстати, сама находится в Шутовщине, борются путем периодической откачки стоков из канализационных сетей, но проблемы это, конечно, не решает. Всем понятно, что нужно что-то делать со станцией. Хотя сети и станция находятся на балансе местной администрации, но давно никем не обслуживаются. Решением проблемы могла бы стать передача канализационной системы в концессию, и вроде интересант уже найден. Однако пока заключить соглашение невозможно, поскольку на сети нет технического паспорта. Даже его стоимость - около 100 тысяч рублей - для местной администрации немалые деньги.
И, наконец, самое удивительное. Плата за водоотведение с жителей взимается регулярно. Хотя в структуру тарифа на водоотведение для данного населенного пункта входят расходы по транспортировке сточных вод по сетям МУП "Нововятский водоканал" и их сбросу в сети Кировских коммунальных систем, на самом деле никакой транспортировки и сброса не происходит - сточные воды выливаются в мелиоративную канаву, а затем - в ручей. То есть жители регулярно платят "за воздух", точнее, в данной ситуации - "за запах". В связи с чем активисты регионального ОНФ обратились в прокуратуру с просьбой проверить законность начисления платежей и обязать произвести перерасчет.
По словам местных жителей, одно время сумма в платежках за водоотведение доходила до 800 рублей в месяц. Если перерасчет реально начнется и деньги, уплаченные за несколько лет, вернут, сумма может набраться такая, что и на ремонт станции, наверное, хватит. Но это уже из области предположений.
В Федяковской администрации выход видят в передаче всей канализационной системы в аренду МУП "Нововятский водоканал", в связи с чем написали письма и туда, и в органы власти всех уровней, начиная с районной и заканчивая областной. Но ни из одной инстанции ответа пока не получили.
В отделе жизнеобеспечения администрации Кирово-Чепецкого района, на территории которого находится Шутовщина, "РГ" сообщили, что, поскольку сети на балансе местной администрации, она и должна решать данную проблему.
Возможно, отсутствие реакции связано с тем, что "канализационная" проблема сельских и других небольших поселений далеко не ограничивается только Шутовщиной. Например, аналогичная ситуация в селе Быково Куменского района. Там очистные сооружения не работают 13 лет, однако затраты на их работу тоже продолжают закладывать в тариф. Как считают в ОНФ, это только та информация, что поступила к ним. Но если провести масштабную проверку, выяснится, что во многих деревнях и селах очистные сооружения годами не выполняют свою функцию. При этом люди вынуждены регулярно оплачивать расходы на их содержание. А это уже проблема регионального масштаба.
Сергей Мосин, заместитель министра энергетики и ЖКХ Кировской области:
- Какой-либо региональной программы, которая могла бы способствовать решению этой проблемы, на сегодня, к сожалению, нет. Если раньше на ремонт и модернизацию местных систем водоотведения выделялись деньги сразу из нескольких источников - начиная с местного бюджета и заканчивая федеральным, то в последние годы поселениям приходится решать ее самим.
Выходом могла бы стать концессия, но как только потенциальные инвесторы слышат слово "канализация", тут же пропадает всякий интерес. Сейчас надежда на разрабатываемые на федеральном уровне программы вроде таких, как "Чистая вода".
Кстати
Единственная структура, которая действительно оперативно реагирует на данную ситуацию, - это прокуратура, она уже не раз вносила представление об устранении выявленных нарушений в адрес Федяковской администрации и налагала штраф. Но, как замечает член ОНФ местная жительница Любовь Пешнина, по сути новый штраф, если он будет выписан, лишь пробьет дыру в местном бюджете, из средств которого и оплачивается взыскание, проблемы это не решит. Единственная надежда, что благодаря прокуратуре жителям удастся хотя бы вернуть деньги за фактически несуществующее водоотведение.