- Мы обещали, что полгода коллег наказывать не будем, но к февралю время закончится. Город должен быть визуально комфортным для жителей, сегодня он таковым не является, - уточнил Свинин.
Напомним, новые правила коснутся 1,5 тысячи предпринимателей. Вводить их должны были в три этапа: до 30 июля 2018 года планировалось привести в порядок дома, представляющие культурно-историческую ценность в центре Ижевска, до 30 сентября - остальные здания центра города, до 30 июня 2019-го - весь город. Тем временем Госсовет Удмуртии принял во втором чтении законопроект о штрафах за нарушение дизайн-кода. По нему обычных граждан будут наказывать на сумму от трех до пяти тысяч рублей, должностных лиц - от 10 до 20 тысяч, а юрлиц - от 30 до 50 тысяч рублей.
К бизнес-омбудсмену Удмуртии Александру Прасолову обращений и жалоб по поводу дизайн-кода пока не поступало. Сам он считает, что предприниматели всегда неохотно реагирует на изменения, связанные с существенными затратами.
- Сейчас очень много разных законодательных изменений для предпринимателей ведут к дополнительным затратам - это и введение онлайн-касс, подключение к системе "ГЛОНАСС", если занимаешься транспортом, и прочие вещи. Я думаю, скорее всего, в этом основная причина того, что бизнес не горит энтузиазмом, - отметил Прасолов.
Также, по его мнению, на нежелание бизнесменов может влиять долгая процедура. Время для предпринимателя, считает Прасолов, - одна из главных ценностей.
- Я полагаю, многие вообще еще не знают, что такое дизайн-код. Разъяснительную работу надо вести. По тому же внедрению онлайн-касс налоговая служба регулярно проводит встречи с бизнесом и все досконально объясняет, - уточнил Прасолов.
Сами предприниматели считают, что столь незначительный отклик на нововведения связан лишь с пресловутым русским "авось".
- Все думают: а может, не накажут, само собой образумится или на меня внимания не обратят. Я полагаю, что администрация города в этом случае могла бы превентивно воздействовать на предпринимателей как минимум какими-то персональными уведомлениями. У нас в принципе много об этом говорят, но, я думаю, есть доля людей, которые еще не слышали. Есть те, кто пытается сэкономить в надежде, что "пронесет", кто-то просто на последний день все откладывает, - прокомментировал ситуацию совладелец ресторанного холдинга Welcome Group Максим Коновалов.
Что касается затрат, то он считает: стоимость замены вывески, фасада, входной группы прежде всего зависит от того, что на этом месте было ранее. В пример он привел свое кафе. Им нужно убрать лишь деревянную подложку, а в пиццерии вывеска и вовсе полностью соответствует требованиям дизайн-кода.
- Мы к своим фасадам всегда относились щепетильно, поэтому у нас затраты минимальны. Если же у человека с точки зрения внешнего состояния фасада все плохо, то тут траты могут превысить сто тысяч рублей, - отметил Коновалов.
Кстати, чтобы снизить затраты предпринимателей, полиграфический комбинат разработает для них спецлинейку дешевых стандартных вывесок. Минимальная сумма по разработке дизайна обойдется в 45 тысяч рублей. При этом муниципальная услуга по согласованию вывесок будет бесплатной.
В свою очередь, предприниматель и депутат гордумы Ижевска Константин Котов заявил: никто и не ожидал, что бизнес массово начнет менять вывески. По его мнению, сначала управление архитектуры и муниципальная полиция должны предупредить и указать предпринимателям, что конкретно им надо изменить, и только потом дело сдвинется с мертвой точки.
- Рассчитывать на то, что люди будут тратить деньги исходя из того, что изменились условия игры, не приходится. Хотя есть и положительные примеры - федеральные бренды, представленные на улице Пушкинской, уже поменяли вывески, - сказал Котов.
Кроме того, крупные предприниматели считают, что основная задача бизнеса сейчас - выжить, а не "наводить красоту", и если власти решили внедрить дизайн-код, то должны были предусмотреть и финансовую поддержку.
Юрий Бычков, предприниматель:
- Республика и город ставят задачи, которые сейчас бизнесу не нужны или несвоевременны. Если вы хотите, чтобы город был в таком стиле, тогда оплачивайте. По идее город в бюджет должен заложить эти деньги и сказать: уважаемые предприниматели, вы потратитесь на новые вывески, мы вам это компенсируем, тогда это будет честный диалог. Люди зарплату не могут выплатить, налоги заплатить или за электроэнергию. Вспоминается известная фраза: если у них нет хлеба, пусть едят пирожные. Примерно такая же ситуация и у нас.
Единый дизайн-код для вывесок планируют разработать и в Кирове. Как отмечают специалисты, сегодня областной центр в плане наружного оформления - "чистая эклектика". На одном здании можно увидеть буквально все виды и размеры шрифтов, подложки разного цвета, никак не гармонирующие ни друг с другом, ни с фасадом. Такая "мода" осталась еще с 1990-х годов, когда на это почти не обращали внимания, лишь бы поярче "крикнуть".
По словам замначальника городского управления градостроительства и архитектуры Татьяны Говоровой, соответствующую работу уже провели в отношении улиц Ленина и Воровского. Для каждого здания утвержден паспорт наружной отделки фасадов с требованиями к вывескам.
- Но это не отдельный документ, а составная часть правил благоустройства, - пояснила она, - все-таки нам нужна общая концепция для всего города.
Впрочем, точные сроки разработки и внедрения дизайн-кода пока не называются, предстоит еще много подготовительной работы. В частности, эту тему планируется обсудить на городском урбанистическом форуме, который пройдет в Кирове в октябре с приглашением ведущих российских экспертов.