20.09.2018 12:24
Общество

Почему новосибирские льготники не могут получить бесплатные участки

Почему льготники не могут получить положенные им бесплатные участки
Текст:  Никита Зайков (Новосибирск)
Российская газета - Неделя - Сибирь: №210 (7673)
В детстве Валентина Гальцова спаслась из блокадного Ленинграда: семью эвакуировали в Сибирь. Теперь же, дожив до 81 года, столкнулась с новой "блокадой": она имеет право бесплатно получить участок земли, но очередь льготников движется не вперед, а... назад. И надежды на то, что пожилая женщина все-таки сможет воспользоваться своим правом, увы, не остается.
Читать на сайте RG.RU
Орловские льготники пошли за соцподдержкой в суд

- Нашу семью эвакуировали из блокадного Ленинграда, когда мне было пять лет, летом 1942-го. Почти год мы прожили в окруженном немцами городе, - вспоминает Валентина Гальцова. - Ехали в товарняке с бабушкой и сестрой объездным путем, сидели в вагоне прямо на сене. И где-то вдруг смотрим: на поле много-много яркой ягоды, спелой - хотелось запомнить название станции, чтобы потом вернуться на это место. Маленькой девчонкой была, глупой... В Новосибирске нас уже ждал папа, его раньше отправили на строительство Чкаловского авиазавода и поселили в Дзержинском районе. Всю жизнь я там и прожила, а переехав два года назад в Заельцовский район, решила узнать, нужно ли в связи с этим переоформить документы на получение льготной земли.

О том, что блокадники имеют право на бесплатный участок, Валентина Павловна узнала из передачи по телевизору и загорелась идеей: всегда мечтала о своем доме, ухоженных грядках. В городской квартире живешь, говорит, словно бы все время взаперти. В 2013 году блокадница подала заявление в администрацию Дзержинского района, и там определили порядковый номер ее очереди - 1391. Но после переезда в другой район пенсионерку ждал неприятный сюрприз: место в очереди отодвинулось, да еще как - на 8538 позицию!

- Мне объяснили, что в мэрии объединили очереди. Если раньше в каждом районе города был свой список льготников, претендующих на участок, теперь он стал единый для всего Новосибирска. И нас, блокадников, поставили в самый конец, - разводит руками пенсионерка. - При этом очередь-то не двигается, несмотря на то, что кто-то получил участок, а кто-то умер. Кто занимает места выбывших, непонятно. В мэрии в ответ на мой вопрос о том, когда я получу участок земли, девушка чуть ли не рассмеялась. А что еще остается?.. Видимо, когда составляют списки и выстраивают очередность, к старикам относятся не как к живым людям, которым государство дает определенные права, а как к балласту, которым можно пожертвовать. Выходит, мы имеем право лишь встать в очередь, а не получить землю...

Правительство усовершенствует механизмы поддержки семей с детьми

Обращалась Валентина Гальцова в прокуратуру и другие инстанции. Но только лишний раз расстроилась. В одном из кабинетов с ковровой дорожкой и солидным охранником ее встретила "дама с километровыми ногтями". Не дослушав до конца, посоветовала подать заявление в какой-нибудь из районов области, например, в Болотнинском должна быть земля, предположила чиновница. Но почему жительница Новосибирска должна вставать в очередь на землю за полторы сотни километров от города, ей никто не объяснил.

Мало того, в районах ситуация с получением земли тоже отнюдь не радужная, кое-где претендентов не меньше чем в областном центре. Да и знать бы о такой возможности заранее - но шесть лет назад, присваивая Валентине Павловне 1391-й номер в очереди, никто подобных советов ей не давал.

При этом сказать, что новосибирская блокадница совсем не движется в очереди, нельзя. В марте этого года, отвечая на письмо, решившего помочь Гальцовой депутата, специалисты департамента архитектуры и строительства мэрии сообщили перед блокадницей в очереди 8529 человек. А на недавний запрос "РГ" в главном управлении архитектуры и градостроительства ответили, что сейчас она занимает 8545-е место. То есть очередь движется, но, увы, в обратную сторону.

Чиновники объяснили это удивительное явление так: беда блокадницы в том, что она не обладает правом на внеочередное, или первоочередное выделение участка. Такое право, как уточнили в городской администрации, есть у семей с тремя и более детьми, инвалидов, "чернобыльцев", пострадавших от радиации при ядерных испытаниях под Семипалатинском, а также военнослужащих. Все остальные льготники стоят в конце очереди. И так как в первых рядах заявителей все прибывает, выходит, что такие категории, как ветераны труда или блокадники пятятся назад. Ведь, как подчеркнули в профильном управлении мэрии, резервная территория в Новосибирске для индивидуального жилищного строительства практически отсутствует, а другие категории земель льготникам предоставлять нельзя по решению депутатов горсовета десятилетней давности.

В Пермском крае грубо нарушаются права пенсионеров-инвалидов

Землю, конечно, дают. Например, в 2016 году бесплатно был предоставлен 31 участок, в прошлом году - 29, а за семь месяцев этого года - 28. Темпы, мягко говоря, неутешительные. Даже если Валентина Гальцова вдруг перестанет откатываться в очереди назад, то участок она получит примерно через 280 лет. Простая арифметика явно не на ее стороне.

Между тем

Если земель, выделенных под индивидуальное жилищное строительство, в ближайшее время на территории Новосибирска не прибавится, тысячам льготников будет проще забыть о своем праве на бесплатные участки, чем обивать пороги кабинетов чиновников. В мэрии Новосибирска дают лишь один совет: стучаться в двери регионального правительства, чтобы получить свои сотки на территории области, где подходящих земель намного больше, нежели в ведении муниципалитета. Обращаться рекомендуют в областное министерство соцразвития, МКУ "Земельное бюро" или же напрямую в любой из муниципальных районов Новосибирской области. Стоять в очереди сразу в нескольких органах, осуществляющих учет льготников, - их святое право, которое никто не отнимет.

Комментарий

Лариса Евдокимова, председатель Новосибирской областной общественной организации инвалидов и пенсионеров "Блокадник":

- В Новосибирской области осталось 384 человека, входящих в нашу организацию. Самому молодому новосибирскому блокаднику сейчас 78 лет, а самому старшему - 97 лет. Ежегодно уходит около трех десятков человек, а ведь еще в 1990-е нас было больше двух тысяч. И льготы как будто "тают" с годами, сегодня остались практически только ежемесячная денежная выплата на лекарства и бесплатный проезд в электричке. Вообще-то положено санаторно-курортное лечение, но путевки люди годами получить не могут. Еще остался бесплатный перелет в Санкт-Петербург, но только с 1 по 30 мая, хотя раньше можно было вернуться домой позже - в июне. Что касается бесплатных земельных участков, у тех, кто встал в очередь сразу, когда программа была объявлена, шанс получить участок остается, другое дело, что это будет за земля. Не так давно разговаривала с одним товарищем: ему дали участок на крутом склоне и очень далеко от коммуникаций. Чиновники считают, что блокадникам земля без надобности: сами старики обработать ее и что-то построить уже не смогут, а получить участки хотят для детей и внуков. А значит можно ничего не давать, даже если такое право закреплено законодательно.

Соцзащита Новосибирск Сибирь