23.09.2018 20:02
В мире

В Испании хотят брать деньги за примерку одежды

В Испании хотят брать деньги за примерку одежды
Текст:  Юрий Когалов
Российская газета - Столичный выпуск: №212 (7675)
В Испании могут ввест и плату за примерку одежды и обуви в магазине.
Читать на сайте RG.RU
В России начнут внедрять систему tax free

По словам автора идеи советника по экономике и финансам региона Кастилия и Леон Марии дель Пилар дель Олмо, многие люди, подобрав подходящий размер в магазине, не покупают вещь, а заказывают ее потом через интернет по более привлекательной цене. Это сказывается на доходах небольших торговых предприятий. Дель Олмо опасается, что привычка заказывать все через интернет в итоге приведет к тому, что настоящие магазины просто исчезнут и негде будет купить предметы первой необходимости. Как признает сама дель Олмо, никто не собирается вводить плату за примерку прямо сейчас, ее предложение еще предстоит обсудить в различных рабочих отраслевых группах. Простые испанцы критически отнеслись к предложению дель Олмо. Согласно опросу, против выступили свыше 90 процентов респондентов. По их мнению, клиент должен знать, что покупает, и воспользоваться примерочной - его законное право.

Как вам это?

Дмитрий Лесняк, адвокат:

- В России правила продажи обязывают продавца обеспечить возможность примерки вещей, в том числе -  организовать примерочные кабины, банкетки, скамейки. Из этого следует, что брать дополнительную плату за примерку продавец не имеет права, а несоблюдение этого требования равно нарушению правил продажи.

Есть, конечно, полулегальная схема - шоурум. Когда магазин обеспечивает примерку бесплатно, но находится в арендованном помещении на территории здания, и собственник здания (естественно, по договорённости с продавцом) берёт плату за вход.

На съемку итальянского журнала на Русском Севере ответили своими фото

Однако шоурумы с платным входом, противоречат статье  426 Гражданского Кодекса, по которой розничный продавец обязан предоставить возможность покупки товаров всем желающим и не имеет права устанавливать дополнительные условия вроде платы за вход или покупки абонемента. Но это направление имеет маленькую долю рынка.

Вообще более высокая цена вещи в классическом магазине по сравнению с онлайн-магазинами должна компенсировать продавцу возможностью выбора, примерки и дополнительными услугами для покупателя, например, "подгонки" одежды.

Не думаю, что розничных продавцов нужно специально защищать законодательными мерами. Ведь если бы разница в прибыли была на самом деле значительной, и покупатели в основном заказывали вещи именно через интернет, то продавцы бы сами массово уходили в онлайн. Кроме того, если работать "в белую", то розница может быть выгоднее с точки зрения налогообложения. Плата по патенту ниже, чем по упрощенной системе налогообложения.

Андрей Карпов, председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла:

- Честно говоря, сильно сомневаюсь, что даже в Испании это инициатива будет принята. Это создаст дополнительные барьеры для развития оффлайн-торговли. В то время, как все больше современной одежды и так реализуется через Интернет.

К тому же интернет-магазины сами начинают предоставлять возможность примерки вещей. Создаются примерочные в центрах выдачи товара, курьер может привезти на выбор несколько моделей, которые можно померить. Такие интернет-магазины показывают очень хорошие результаты по продажам.

Кроме развиваются современные технологии, например, цифровые примерочные. Человек нажатием кнопки может выбрать модель, а программа покажет, как эта одежда будет смотреться на нем. После такого первичного отбора человек может заказать через интернет все, что ему понравилось и примерить в реальности.

В конкурентной борьбе с онлайн-торговлей обычным магазинам стоит задуматься над ценовой политикой.

Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли:

- Не знаю насколько быстро такая идея просочится к нам, но сама логика правильная - без примерки никто одежду не покупает, поэтому интернет-магазины, которые работают с одеждой, вкладываются в примерку. Правда в таком случае примерка бесплатна лишь условно, поскольку расходы на примерочные и на дополнительное время, которое тратит курьер, все равно нужно компенсировать. В любом случае стоимость примерки товара куда-то зашивается, иначе магазин уйдет в операционный минус. С другой стороны, и у обычного магазина примерка также заложена в цену товара.

В любом случае, российский потребитель еще не готов к тому чтобы оплачивать примерку. Если какой-то один магазин введет услугу платной примерки, это отпугнет покупателей, магазин может потерять клиентов.

Суды стали наказывать посетителей за неправильную одежду

Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group:
- Это наивная и при этом вредная инициатива со стороны чиновника, который не понимает суть fashion ритейла. В одной фразе - как минимум три кардинально неправильных постулата.

Первый. В продажах одежды правила диктует покупатель, а не продавец. Каждый продавец, борясь за покупателя, оптимизирует и расширяет сервисы. Если офлайн-ритейлеров обязать брать деньги за примерки, это повлечет волну негатива от клиентов, которые это однозначно воспримут как резкое ухудшение сервиса в офлайн-торговле. Это приведет к ослаблению позиции магазинов в конкурентной борьбе за покупателя.

Второй. Позиция противопоставления онлайн и офлайн - это уже давно ушедший в прошлое наивный подход. Это как конкуренция ж/д транспорта с авиацией. После появления нового канала продаж у покупателя расширился выбор, и он от этого не откажется. Модная индустрия движется в сторону интеграции продаж, омниканальности, а не противостояния каналов друг другу. И если покупателю удобнее сделать примерку в офлайн-магазине, а заказывать продукт оnline - надо предоставить ему такую возможность, а это значит открыть свой online магазин или предоставлять свой продукт через online market place.
Третий. Те офлайн-магазины, которые не смогут обеспечить сервис в интернет пространстве, неизбежно проиграют тем розничным операторам, которые представлены мультиканально. Мультиканальность продаж и удобства для покупателя - неизбежный вектор развития розничного бизнеса, никакими "обидами" или запретительными инициативами его в обратную сторону не развернуть.

Подготовили Евгений Гайва, Марина Гусенко, Юлия Кривошапко.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Испания