В российский прокат выходит фильм "Мотылек", до этого показанный на московском Фестивале датского кино. Собственно, датского в нем не очень много - режиссер Микаэль Ноер, пополнивший широкие ряды своих соотечественников-легионеров, да кое-кто из актеров. Над картиной работала интернациональная команда кинодеятелей из нескольких стран, включая Чехию, Испанию и США.
Кадры из фильма "Мотылек""Мотылек" - это ремейк одноименной приключенческой ленты Франклина Дж. Шаффнера 1973 года, основанной на мемуарах Анри Шарьера. Этот человек удивительной судьбы в 1931 году был приговорен к пожизненному заключению и десяти годам каторги за убийство сутенера. По его собственным заверениям, "мокруху" на него "повесили", в то время как сам он - "честный медвежатник". А так как фильмы представляют собой адаптации его воспоминаний (он лично и к сценарию руку приложил), из этой версии они и исходят. Хотя вокруг этой полной загадок и домыслов истории слухи ходили самые разные.
Как бы там ни было, всю жизнь провести в Гвиане, куда французские власти ссылали особо опасных преступников, Анри не собирался, совершив несколько попыток побега, одна из которых - спустя 11 лет - увенчалась успехом. За это время он успел не только просидеть несколько лет в кошмарном карцере, но и немного попутешествовать по Южной Америке, познакомиться с колумбийскими индейцами и вообще пообщаться с разными и весьма интересными людьми. Добравшись, наконец, до Венесуэлы, он отсидел там еще год, после чего получил вожделенную свободу. И написал книгу, которая, что не удивительно, стала бестселлером, в том числе - на далекой родине.
Такая вот в общих чертах история приключилась с Анри Шарьером по прозвищу "Мотылек", и на больших экранах ей, конечно, самое место. Что и подтвердил отличный фильм Шаффнера с великолепным Стивом МакКуином в главной роли и блистательным Дастином Хоффманом в образе приятеля Мотылька - фальшивомонетчика Луи Деги.
В новой версии героев играет другая звездная парочка - Чарли Ханнэм и Рами Малек. И, надо признать, справляются они ничем не хуже своих монументальных предшественников. Чарли убедительно рассекает своей фирменной походкой Джекса Теллера, дерется, брутально хмурится и сходит с ума в одиночке (последнее - сильнейшая, пожалуй, сцена в обоих фильмах). Рами, как и Дастин, - хитрит, интеллигентничает, выпендривается, трусит и испражняется припрятанными в кишечнике деньгами.
Перечисленное выше создает впечатление, что отличия от оригинала в новой версии "Мотылька" найти будет непросто. Так оно и есть. Основу сюжета составляет все тот же сценарий 1973-го, написанный (напомним - при участии протагониста), кстати, не кем-нибудь, а Далтоном Трамбо. Общая фабула сохранена, основные сюжетные точки - тоже, а некоторые сцены воспроизводят классический фильм почти покадрово и дословно. Но все же изменения есть. И они, что отрадно, вполне оправданы.
Например, если авторы первой картины сразу отправили бедолагу Анри на корабль в Америку, то Ноер начинает с краткой, но внятной предыстории. И завершает свою работу не менее ценным послесловием, отказываясь от изначального открытого финала (оно и правильно: какой смысл в открытом финале, если это байопик - и реальный финал всем на самом деле давно известен?). И это при том, что "Мотылек"-2017 на полчаса короче (лента 1973-го обладала зверским хронометражем в 2,5 часа)! Разумеется, кое-какими деталями и подробностями пришлось пожертвовать, но сделано это было хирургически точно, так что человек, никогда не слышавший про Анри, потерь и не заметит.
Обошелся бы мир без очередной экранизации книги Анри Шарьера? Безусловно. Но это не мешает "Мотыльку" Ноера быть на редкость крепким авантюрным кино с прекрасным кастом. А большего от него и не ждали.
4