27.09.2018 10:27
Общество

Омский школьник разработал проект развития своей деревни

Омский школьник разработал проект развития своей деревни
Текст:  Светлана Сибина (Омск)
Российская газета - Неделя - Сибирь: №216 (7679)
Омский школьник Алексей Бункевич разработал программу развития родного села. Защитил проект сначала в районной администрации, а потом перед экспертным советом Всероссийской школьной научной конференции имени Н. И. Лобачевского. И победил. Диплом первой степени дал возможность его обладателю поступать в любой вуз страны.
Читать на сайте RG.RU

Алексей родился и вырос в селе Ингалы Большереченского района. Свой первый проект защитил, еще когда ходил в детский сад. Вместе с воспитателями дети высаживали цветы на солнечной и теневой стороне, а потом наблюдали за их ростом.

В Костроме школьников научат вести бизнес

- Сын тогда сделал свои первые открытия. Все наблюдения старательно записывал в тетрадку. Потом оформил проект, который назывался очень серьезно: "Влияние солнечной активности на рост растений". Даже макет смастерил. Немного волновался на защите. И был безумно счастлив, получив диплом победителя в районном конкурсе, - вспоминает мама Ольга Бункевич.

Талантливого школьника стали приглашать сначала на районные, а потом на региональные и всероссийские олимпиады. Откуда он, как правило, возвращался не с пустыми руками. В старших классах Алексей решил сделать работу, посвященную развитию родного села, и занимался ею два года.

В советское время Ингалы было большим селом - полтора десятка улиц с говорящими названиями Маслозаводская, Почтовая, Школьная... Работала животноводческая ферма, а молочная фабрика выпускала даже мороженое. Кирпичный завод, больница, клуб, библиотека. Работы хватало всем. Но потом предприятия закрылись, люди остались не у дел. Село стало пустеть. Только школа продолжала работать, несмотря на то, что учеников с каждым годом становилось все меньше.

- Взрослые постоянно говорили о том, что село умирает, сопоставляя прошлое и настоящее. У них уже сложился стереотип, что при первой же возможности надо отсюда уезжать, - отмечает Алексей. - Мне сравнивать было не с чем, и я решил выяснить, правда ли, все настолько бесперспективно.

Первые же исследования показали, что найти нормальную работу в Ингалах вполне возможно. Школьник выяснил, что селу требуются минимум пятнадцать специалистов - агрономов, трактористов, операторов машинного доения, медсестер, врачей, учителей. Общаясь с руководителями предприятий, района, старшеклассник выяснил, что молодые специалисты в селе могут рассчитывать на государственную поддержку. Это и стало стержневой идеей проекта - вернуть молодежь после обучения в родное село.

- Врачи с дипломом, например, получают сразу миллион рублей подъемных. Льготы есть и для всех других категорий, - поясняет Алексей Бункевич. - Но удивительное дело - когда я начал рассказывать об этом одноклассникам, оказалось, что они ничего не знают. И это притом, что мы здесь живем. Пришлось организовать экскурсии школьников на местные предприятия. А власти района пообещали, что помогут с жильем. Ведь благодаря госпрограммам в Ингалах уже построен десяток домов для молодых специалистов. Мне кажется, очень важно, чтобы ребята, отправляясь на учебу в институт или техникум, знали, каких специалистов ждут в родной деревне. Возможно, кто-то потом захочет сюда вернуться. Но в любом случае у них будет выбор.

Алексей считает, что сегодня и в глубинке жить довольно комфортно. Магазины, аптеки, медицинская помощь, детский сад - все под боком. В прошлом году после пожара отстроили клуб, который теперь называют концертным залом. Интернетом селян уже не удивишь. Поэтому есть условия развивать предпринимательство, которое государство тоже неплохо поддерживает. Было бы желание.

Российские школьники взяли 12 золотых медалей на конкурсе изобретателей

К тому же у деревни перед городом есть свои преимущества. Например, чистый воздух, свежие продукты. И особая атмосфера, когда все друг друга знают, здороваются при встрече, могут остановиться у калитки поговорить или просто заглянуть в гости. В городе, где все разобщены, для такого тесного общения условий нет.

- Об итогах моего проекта пока говорить рано, - считает Бункевич. - Выводы будем делать, когда одноклассники закончат учебу. Если они вернутся в деревню, значит, диплом мне вручили не зря. Возможно, и я составлю им компанию.

Стоит сказать, что Алексей - далеко не единственный успешный ученик в Ингале. В последние годы победам в олимпиадах разного уровня здесь никто не удивляется. А ингалинская средняя школа стала победителем международного конкурса "Лучшая образовательная организация. Лидеры будущего - 2017".

- Наша практика показывает, что все дети талантливы. Важно рассмотреть в каждом ребенке его сильную сторону и помочь развитию, - считает директор школы Андрей Цвецих (тоже, кстати, уроженец Ингалы). - При таком подходе образование в сельской школе может быть не хуже, чем в самой продвинутой городской гимназии. Конечно, я бы хотел, чтобы выпускники возвращались в село, и такая тенденция уже есть. Медсестрой работает наша бывшая ученица Наташа Горюнова, энергетиком - Костя Лебедкин. После армии повзрослевшие мальчишки идут в механизаторы и комбайнеры. Большинство учителей Ингалинской школы - тоже наши выпускники.

Кстати

Десятиклассник омского лицея №149 Григорий Герасимов стал участником энергетической проектной смены во Всероссийском детском центре "Орленок". Команда школьников разработала цифровой двойник потребителя.

- Мы создали модель, которая способна прогнозировать потребление электроэнергии в зависимости от географического расположения объекта, времени года и суток, - пояснил Григорий. - Она поможет жильцам экономить на оплате "коммуналки".

Теперь юные инженеры отправятся в Москву на Всероссийский конкурс инновационных проектов "Энергопрорыв - 2018". Оценивать их работу будут эксперты фонда "Сколково".

А как у соседей?

Двенадцатилетний барнаульский школьник с диагнозом ДЦП Михаил Лисовой не только учится в шестом классе обычной школы, но и сам периодически выступает в роли преподавателя. Алтайский институт повышения квалификации работников образования привлекает талантливых ребят, таких как Миша, для проведения мастер-классов для учителей, а также для создания учебников, интерактивных обучающих пособий, объектов дополненной реальности. Для преподавателей Лисовой - эксперт сразу в двух областях: в работе с одаренными учениками и детьми-инвалидами.

- Очень понравилось читать лекции учителям. Приятно иметь дело с понятливой и просвещенной аудиторией. Я рассказывал преподавателям, как можно использовать конструктор лего в обучении детей, в том числе с ограничениями по здоровью, - делится впечатлениями Михаил Лисовой.

У Михаила есть и собственные запатентованные изобретения. Для своих работ он выбирает темы, которые помогут людям с ограниченными возможностями адаптироваться в обществе. Например, он сконструировал устройство для чтения книг и работы на компьютере в движущемся транспорте.

Подготовила Татьяна Кузнецова

Образование Омская область Сибирь