Но не прошло и нескольких дней, как разразился новый скандал. На этот раз отличилась постоянный представитель США при НАТО Кэй Бэйли Хатчисон. Эта дама утверждала, что в случае, если Россия не прекратит работу над новым ракетным вооружением, Вашингтон примет ответные меры. Какие? На этот счет американский постпред высказалась однозначно: "Ответные меры будут заключаться в том, чтобы сбивать ракеты, которые разрабатывает Москва в нарушение договора". Правда, в среду г-жа Хатчисон объявила, что ее неправильно поняли. По ее словам, она вовсе "не говорила о том, чтобы наносить превентивный удар по России". А лишь обратила внимание почтенной публики, которая собралась на встречу министров обороны стран НАТО в Брюсселе, на заинтересованность США в том, чтобы российская сторона вернулась к соблюдению Договора о ракетах средней и малой дальности. Однако девять часов, которые прошли с момента громкого заявления постпреда до ее разъяснения, дали пищу для серьезных размышлений по обе стороны океана. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в связи с выступлением г-жи Хатчисон сообщил, что Кремль "старается не обращать особого внимания на высказывания постпредов" с учетом большой неопределенности "на более высоком уровне". А официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала американского постпреда "человеком, не осознающим степень своей ответственности".
О том, что г-жа Хатчисон заигралась в большую политику, написали многие западные издания. В отличие от американских официальных лиц, не пожелавших выносить сор из избы, газета Washington Post приводит мнения аналитиков, посчитавших, что заявления постпреда при НАТО можно было истолковать как намек на превентивный удар, который способен привести к ядерной войне. Причем, как утверждает издание, своей риторикой г-жа Хатчисон принесла немало вреда, поскольку усилила опасения Москвы, что противоракетные щиты США создаются для превентивного удара по российскому арсеналу. Газета Financial Times цитирует эксперта по ракетным вооружениям в вашингтонском Международном институте стратегических исследований Майкла Эллемана. "Заметив приближающиеся ракеты, разве они (русские) будут ждать, чтобы их распознать и определить ядерные они или обычные? Это очень, очень страшно", - объясняет тот последствия "изрядной провокации", которую озвучила г-жа Хатчисон. А газета Daily Best объяснила пассаж американского постпреда про превентивный удар тем, что дама переборщила с жесткой риторикой и использовала неаккуратную формулировку, "видимо, по ошибке". В то же время издание признает: заявления чиновницы - опасный шаг назад, способный еще сильнее поднять уровень недоверия к действиям США со стороны российских военных.
Однако было бы наивным считать разгоревшийся дипломатический инцидент с ядерным оттенком неким экспромтом не сдержанной на язык г-жи Хатчисон. Скорее, дело обстоит иначе. И то, что на уме у руководителей Пентагона и Конгресса, в силу обстоятельств оказалось на языке у главы американского МВД и постпреда при НАТО.
Достаточно вспомнить, чему посвятил значительную часть своей речи на Генассамблее ООН президент США. Дональд Трамп объявил о рекордном военном бюджете своей страны, который должен сделать недосягаемой ее военную мощь для ближайших преследователей. Это, во-первых. А, во-вторых, сообщил о желании Вашингтона брать деньги с партнеров за обеспечение им гарантий безопасности. Так что выступление г-жи Хатчисон перед встречей министров обороны стран альянса доходчиво разъяснило не желающим увеличивать военные расходы европейцам (а сегодня Белый дом рассчитывает, что входящие в блок страны будут тратить на оборонные нужды до 4 процентов ВВП - прим. ред.), какого рода гарантии им предоставит Вашингтон. Но несколько переборщила с "визуализацией" американских планов.
И еще одно соображение. В Европе заинтересованы в том, чтобы сделать нынешнюю конфронтационную повестку НАТО в отношении России более предсказуемой и тем самым снять риски случайного военного конфликта. Это, в частности, обсуждалось на встрече генерального секретаря альянса с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, которая состоялась на полях Генассамблеи. Однако такие подходы к диалогу с Москвой по душе далеко не всем в Вашингтоне. Отсюда провокационное заявление г-жи Хатчисон, призванное усилить недоверие Москвы к исходящим от альянса инициативам в сфере безопасности.
И не столь важно то, что американская чиновница перепутала тип крылатой ракеты, возможное размещение которой у западной границы России беспокоит Пентагон. Ведь вряд ли можно всерьез рассчитывать, что бывший казначей штата Техас и бывший старший адвокат юридической фирмы в Далласе Кэй Бэйли Хатчисон разбирается в военных делах. Как, впрочем, не разбираются в них и многие другие постпреды европейских стран при НАТО, среди которых немало политических назначенцев. Однако дипломатическую провокацию г-жа Хатчисон провернуть сумела, заставив весь мир задуматься над адекватностью американских должностных лиц, так легко рассуждающих о перспективах ядерного конфликта.
Компания Pew Research провела исследование среди жителей 25 государств в разных регионах планеты и выяснила, что претензии Америки на лидерство и ее способность делать мир лучше вызывают у остальных все большие сомнения. Так, лишь 27 процентов опрошенных выразили доверие политике хозяина Белого дома. В этом рейтинге его обошли как главы России Владимир Путин и КНР Си Цзиньпин, так и коллеги из Германии и Франции. Жители других стран все больше сомневаются в том, что США играют конструктивную роль в мировых делах. Более трети уверены, что Америка все меньше делает для решения глобальных проблем. Только 28 процентов участников считают, что Вашингтон принимает во внимание интересы других государств. Лишь 10 процентов немцев, 9 процентов французов и 7 процентов испанцев считают Трампа способным принимать верные внешнеполитические решения. Ни в одной из стран Западной Европы рейтинг симпатий к Америке не дотягивает даже до 50 процентов.
Подготовил Игорь Дунаевский