07.10.2018 07:30
Культура

Шилов: Чем ближе художник к природе, тем его произведение искусней

Александр Шилов - об ответственности художника перед людьми и профессией
Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №222 (7685)
18 сентября Тверском бульваре открылась выставка Народного художника СССР, академика РАХ Александра Шилова "Они сражались за Родину!", посвященная героям нашей страны, участникам Великой Отечественной войны, службам разведки и контрразведки, всем тем, кто защищал и защищает нашу Родину. Для народного художника СССР Александр Шилова тема патриотизма всегда была одной из главных. С нее мы и начали наш разговор.
Читать на сайте RG.RU

Патриоты на портретах

Александр Максович, расскажите, пожалуйста, о том, как возникла идея этой экспозиции.

Александр Шилов: Идея пришла от директора департамента культуры Москвы Александра Кибовского. Я в свое время писал и пишу портреты наших великих разведчиков, и Александр Владимирович знал это и предложил в канун юбилея службы военной контрразведки сделать такую выставку. Выставка "Они сражались за Родину!" уже была представлена на Арбате, на Гоголевском бульваре, а сейчас более 40 работ представлены на Тверском бульваре, напротив ТАСС.

Вы ведь давно ведете эту тему…

Третьяковская галерея покажет ретроспективу Куинджи

Александр Шилов: Да, и я благодарен Сергею Николаевичу Лебедеву, генералу армии, в недавнем прошлом директору Cлужбы внешней разведки и большому патриоту, за то, что он познакомил меня с этими героями. На одном из приемов в Кремле я сказал ему, что давно мечтаю написать портрет настоящего разведчика, если, конечно, это возможно. Он обещал подумать и через некоторое время познакомил меня с выдающимися советскими разведчиками-нелегалами Геворком Вартаняном и его женой, 47 лет жившими за границей. Вартанян, можно сказать, спас в свое время Тегеранскую конференцию, когда Гитлер послал туда отряд для уничтожения Сталина, Рузвельта и Черчилля. Я написал его портрет, потом портрет еще одного героя нашей разведки Джорджа Блейка - кстати, он еще жив, ему уже 96-й год, живет в Подмосковье. Потом написал портрет Алексея Ботяна, этого великого диверсанта, спасшего Краков от уничтожения, прообраз "майора Вихря" из фильма.

Вы еще не сказали про портрет Кима Филби.

Александр Шилов: … Написанный по просьбе руководства СВР, Сергея Евгеньевича Нарышкина. Увидеть его приезжала вдова Руфина Пухова-Филби. Я волновался, как она примет работу, а она подошла к портрету, прослезилась и сказала: "Теперь я могу с ним говорить как с живым". И погладила портрет.

Эти люди приближали Победу…

Александр Шилов: С древнейших времен нет более священного долга, чем защищать Отечество. Они спасли Родину и сейчас ее держат на плаву. Для меня разведчики и контрразведчики - Великие люди, на которых нужно воспитывать будущих защитников Отечества. Иначе некому будет защищать Родину! Естественно, я буду продолжать писать их с чувством благодарности. У нас в галерее есть целый зал славы, где представлены портреты людей, воевавших за Родину, людей самых разных профессий и занятий. Я писал портреты актеров Владимира Этуша, Евгения Матвеева, драматурга Виктора Розова, монахинь, воевавших добровольцами. У меня есть портреты безногих бывших солдат на тележках, палочками отталкивавшихся от земли…

Президент именно эти работы видел, когда приходил к вам в галерею в канун 70-летия Победы?

Александр Шилов: Владимир Владимирович - великий патриот России, поднявший ее честь, заставивший Запад уважать нас, воодушевивший и вооруживший нашу армию. Он все свое доброе сердце отдает России и ее народу. Я от всей души благодарю его за титаническую, жертвенную деятельность на благо нашего народа. Ведь это все возможно только потому, что его сердце соткано из любви к своему Отечеству и своему народу. Президент провозгласил национальную идею номер один: курс на патриотизм, потому что это самое главное, это объединяет всех людей, заставляет любить нашу Родину во всех смыслах и защищать ее. Пользуясь случаем, поздравляю президента В.В. Путина с наступающим днем рождения и желаю ему духовных и физических сил.

Да, и я очень горжусь тем, во второй раз придя к нам в галерею, он сказал, что хорошо бы выставку "Они сражались за Родину!" провезти по городам боевой славы, по городам-героям в знак благодарности героям войны и спецслужбам. Президент в нашей Книге почетных гостей написал: "С благодарностью и восхищением. Успехов! Путин". А мы объездили с выставкой уже 18 городов - в том числе Севастополь и дважды Волгоград. И ветераны войны со слезами на глазах благодарили В.В.Путина и нас за то, что о них не забывают.

О нежности и женственности

Все знают вашу знаменитую галерею ветеранов войны, разведчиков. А есть ли сегодня в России молодые люди, достойные того, чтобы вы написали их портреты?

Эпохальная выставка Брейгеля открылась в Вене

Александр Шилов: Ветеранов я часто пишу потому, что я в этих людей, в их внутреннее состояние влюблен. Раньше на Арбате я их часто встречал - а сейчас они, увы, исчезают с московских улиц. А то, бывало, идет какая-нибудь старенькая женщина - пальто на ней потертое, все выгорело, но так глаза светятся, таким благородством, такой тишиной, женственностью, нежностью, таким тактом. Забываешь о том, что ей за 90 лет, и только видишь в ней женщину очень благородную и чистую. Увы, сейчас все чаще у девушек папироса в зубах и мат изо рта.

У вас же есть и героини-красавицы. Например, виолончелистка Екатерина Леднева с картины "Элегия".

Александр Шилов: Да, это солистка "Вивальди-оркестра". Я пишу молодых, у меня много и женских, и мужских портретов. В молодых женщинах мне так хочется увидеть и воспеть ту самую нежность и женственность, о которых мечтают все мужчины.

Психологический портрет - это же ваш жанр.

Александр Шилов: Да, но у меня немало и натюрмортов, жанровых картин и пейзажей. Среди новых работ, переданных в дар Москве ко Дню города, есть, например, большой натюрморт "Завтрак", я его четыре месяца на даче писал. Но насчет портретов вы правы. Совсем недавно я сделал портрет митрополита Корнилия, главы нашей старообрядческой церкви, человека очень интересного облика, я его давно хотел написать. Затем был епископ Иаков Нарьян-Марский, жанровая работа "Психея и Амур", несколько рисунков...

А с чего началась галерея?

Александр Шилов: После каждой моей выставки люди, не успевшие побывать на ней, обращались в министерство культуры, в Госдуму с просьбой сделать мою выставку постоянно действующей. У меня было моральное право обратиться в Государственную Думу, к ее председателю Геннадию Селезневу с предложением передать все мои лучшие работы государству. Через некоторое время он мне позвонил и сообщил, что на пленарном заседании все депутаты Государственной Думы проголосовали единогласно за создание государственной картинной галереи, принять мой дар, и, учитывая воспитательную ценность моего искусства, любовь к нему народа, решили выделить особняк под галерею в центре города. В 1996 году благодаря Постановлению Государственной Думы и Правительства Москвы была учреждена Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А.М. Шилова. 31 мая 1997 года состоялось ее открытие. С тех пор я безвозмездно передал государству порядка 1270 работ живописи и графики. За годы работы галерея дважды удостаивалась первого места в конкурсе "Золотое кольцо Москвы".

Кто сегодня ваш зритель?

Александр Шилов: Самые разные люди: из Москвы, много приезжих со всех концов страны, есть те, что по нескольку раз приезжают к нам. Как член Общественного совета при ФСБ, я не только устраиваю выставки в Академии пограничной службы, в Академии при ФСБ, выступаю там, провожу творческие вечера, но и, например, приглашаю к нам слушателей Академии ФСБ и Голицынского пограничного института ФСБ, устраиваю встречи с ветеранами войны и героями спецслужб. Каждый год, приходя в галерею, они в первую очередь посещают Зал боевой славы. И, знаете, смотреть на них просто одно удовольствие - вышколенные, чисто одетые, на­утюженные, интеллигентные…

Музыка живописи

У вас ведь и помимо картин есть что посмотреть - и даже послушать.

Джем Коэн открыл выставку гигантских полароидов в Петербурге

Александр Шилов: Вы о концертах в нашем зале? Да, у нас проходят вечера артистов Большого театра, в цикле " Звезды в гостях у Александра Шилова" выступали Юрий Башмет, Наталия Гутман и Игорь Бутман, Виктор Третьяков. С огромным успехом проходили в свое время вечера Михаила Козакова, Владимира Зельдина. Елена Образцова проводила у нас свои мастер-классы… А скоро мы ждем в галерее хор Сретенского монастыря. И замечательного Валентина Гафта! 25 октября он будет у нас со своими стихами, пронзительными, похожими на крик одинокой души... Валентин Иосифович у нас уже выступал, ходил по галерее, а потом сказал: теперь против вас меня никто не настроит! Я очень благодарен ему за то, что после своего концерта в галерее он написал стихи, посвященные моему искусству.

У вас прямо целый музыкально-общественный салон получается…

Александр Шилов: Да, и москвичи уже к этому привыкли. Я еще не назвал "Вивальди-оркестр" под руководством Светланы Безродной - слышали бы вы их ретропрограмму с утесовским репертуаром, шлягерами 30-40-х… Лично мне и всему залу трудно было на стуле усидеть, скажу вам! Недавно состоялся концерт в честь народного артиста СССР И. Кобзона, на котором присутствовали его вдова и внуки. У нас в залах, кстати, постоянно, фоном, звучат Моцарт, Чайковский, Вивальди. Леонардо в свое время сказал, что музыка и живопись - это две родные сестры. У него есть и еще одно прекрас­ное высказывание, и я стараюсь по нему жить с первых шагов: чем ближе художник подошел к природе в своем произведении, тем его произведение искусней и тем дольше оно будет жить. Каким бы талантом художник ни был наделен, у него должны быть оголены все нервы и чувства, он должен остро реагировать на то, что видит вокруг, чувствовать, сопереживать. Художник - это состояние души. Его задача в том, чтобы из краски, холста, кисти, совершенно, казалось бы, прозаических, неодухотворенных вещей...

Чем ближе художник к природе, тем его произведение искусней и тем дольше оно будет жить

… создать жизнь, заключенную в раму!

Александр Шилов: И чтобы зритель, независимо от профессии, подходя к полотну, не видел "кухни" художника, не слушал пояснений, что там изображено. Настоящему искусству не нужен голос искусствоведа у картины. Я видел, как женщины плачут в Третьяковке перед картиной Левитана "Над вечным покоем" - ведь она написана сердцем страдающим, одиноким, больным. Плюс громадное мастерство. Плюс великая ответственность перед тем, как поставить подпись. Ставя подпись, художник расписывается перед собой и зрителем, что он сделал все, что мог, и ему за свой труд не стыдно. Это великая ответственность. Потому в искусство должны идти только те люди, которые без этого жить, дышать не могут. Художник должен понять, готов ли он к каждодневному титаническому труду. И быть, скажу вам, по натуре художник должен самоедом, видеть недостатки в своих работах. Если он их не видит - грош ему цена, он не растет как художник. Без великого исполнительского мастерства художник не в состоянии выразить мысли и чувства и вообще что-нибудь сделать.

Тут он - как музыкант, берущий фальшивую ноту.

Первая выставка русского экспрессионизма открылась в Петербурге

Александр Шилов: И даже хуже. Музыкант сфальшивил, кто-то услышал, кто-то не услышал. А когда ты не можешь воплотить свои мысли и чувства на полотне, у тебя нет "изобразительной" грамоты - это ж сразу видно зрителю! Если писатель не владеет словом, как он выразит свои мысли и чувства? Искусство создано для того, чтобы украшать, облагораживать и возвышать человеческие души, возбуждать в человеке все самое чистое и светлое. Иначе зачем оно нужно? Мы приезжаем в другую страну - и куда сразу бежим? В галереи, музеи, мы видим дворцы, построенные людьми, жившими прежде нас...

Видим и думаем - человек это создал или Бог?

Александр Шилов: Я, помню, подумал так, когда меня мама в первый раз привела в Третьяковскую галерею и я увидел Левицкого, Брюллова, я даже не поверил, что это мог создать человек. Такое искусство само зовет тебя к самым возвышенным идеалам, окружает нас красотой и без такого великого искусства, основанного на громадном мастерстве и чувстве, невозможно жить. И потому патриотизм, скажу вам, - это не маршировать строем, это твое знание культуры, твоя любовь к людям, к Родине. Этому в школе надо обучать - как обучают манерам, умению правильно говорить, правильно ходить, есть. Я очень благодарен Великому патриоту Александру Георгиевичу Безверхнему, бывшему директору Департамента военной контрразведки, доверившему мне писать портреты легендарных героев. Александр Георгиевич предложил написать портрет смершевца генерала Иванова, потом Устинова. Естественно, он мне сказал, что их заслуги перед страной огромные и они заслуживают того, чтобы оставить их портреты в истории. Я всегда говорил и продолжаю говорить, что искусство - это безопасность страны. Ибо какое искусство - такая и душа человека, а соответственно такой и народ. При помощи антиискусства можно уничтожить целые страны.

А из чего состоит сегодня обычный, рядовой день художника Александра Шилова?

Александр Шилов: Завтрак у меня совсем легкий, на сытый желудок работать, сами знаете, тяжело. Потом сажусь за мольберт, ко мне приходит кто-нибудь позировать, или я пишу натюрморт. Еще один перекус - потом иду, во второй половине дня, в галерею. У нас коллектив около 50 человек, вопросов очень много возникает. А потом, если у меня нет срочных дел, встреч, иду гулять на Старый Арбат…

К слову

Александру Шилову

Здесь в лицах боль и сила духа,

Вся дурь и мудрость человека.

Здесь плачешь, глядя на старуху,

Здесь полон мужества калека.

 

Здесь, глядя на лицо Владыки,

Захочешь каяться в грехах.

Здесь миллионы пятен, бликов.

Как отблеск слез в твоих глазах.

 

Здесь слышишь, как портреты дышат,

Здесь тихо, как у алтаря,

Портреты видят все и слышат,

В молчании с Богом говорят.

 

Нет, здесь не кистью и не Краской,

Нутром рисуется Портрет,

Здесь честно пишут даже маски,

Когда лица под маской нет.

Валентин Гафт

Живопись