Это испытание - "Разговор с министром" - традиционно является заключительным и решающим. Именно по его итогам определится абсолютный победитель. В финал конкурса вышли: учитель обществознания Алихан Динаев из Грозного, информатик Игнат Игнатов из Москвы, химик Юрий Клюев из Брянска. И два историка - Григорий Назаров из подмосковных Химок и Илья Казанцев из Пскова. Все - харизматичные, энергичные молодые люди, которые буквально живут своей профессией.
"То, что молодые ребята с прекрасным образованием осознанно идут в школу, вселяет надежду, уверенность, - подчеркнула министр Ольга Васильева. - Это говорит о том, что меняется отношение современных молодых людей к профессии. Они могли бы выбрать любую другую сферу деятельности, но пришли в школу. Если мы будем говорить о том, что образование - это не услуга, а миссия, высокая и важная, все больше ребят захотят здесь работать".
Как оценивать достижения детей и системы образования в целом? Зачем отправлять педагогов на экзамен? Почему школьники разучились работать в команде и радоваться успехам одноклассников? На эти вопросы финалисты пытались найти ответы.
Историк Илья Казанцев считает, что главный в системе образования - педагог, именно он может совершить прорыв. Но для этого нужны условия для личного и профессионального роста.
"Как учитель может развиваться? Стать завучем? Директором? И все? Очевидно, что нам нужна национальная система карьерного роста, которая позволит сохранить свой статус преподавателя и профессионала, не переходя на административные должности. В будущем я хочу брать под крыло молодых специалистов, руководить методическим объединением или кафедрой в рамках школы. И чем выше по этим ступенькам учитель будет подниматься, тем большую зарплату он должен получать", - рассказал он.
Еще одна тема, которая волнует многих - аттестация учителей. Педагоги воспринимают ее как негативный механизм, но без этого дальше двигаться нельзя. Важно, чтобы учитель истории мог сам сдать профильный ЕГЭ, считает Илья Казанцев.
А учитель химии Юрий Клюев назвал важнейшим условием повышения качества образования - привлечение в педагогические вузы детей, уже увлеченных будущей профессией. Как этого можно добиться? Например, создавая в школах профильные педагогические классы по типу инженерных. При этом, оценивая успехи и достижения, не нужно ориентироваться только лишь на западные рейтинги - важно учитывать наши культурные и национальные особенности.
Какими инструментами можно достичь качественного прорыва? Здесь поможет электронная школа и цифровые технологии, считает информатик Игнат Игнатов. А историк Григорий Назаров видит залог успеха в том, чтобы не догонять Запад, искать свои собственные ходы. Тем более, что у нас есть традиции, на которые можно опереться.
"Выпускники нашей начальной школы - одни из самых успешных в мире и по читательской грамотности, и по способности рассуждать, и по естественным наукам, - говорит Алихан Динаев. - А 15-летние школьники, как показывают международные исследования, далеко не в первой десятке. Почему? Думаю, причина в том, что начиная с пятого класса учителей становится больше, и каждый ведет свой предмет в отрыве от коллег. Это приводит к тому, что наши школьники практически не умеют работать в команде. Выход есть - нужны метапредметные подходы, нужна проектная деятельность".
Победитель конкурса "Учитель года-2018" будет объявлен 5 октября в День учителя. На торжественной церемонии в Кремлевском дворце ему вручат большого Хрустального пеликана.
В России появится национальный рейтинг школьного образования
В России может появиться Национальный рейтинг общего образования, об этом заявила министр просвещения Ольга Васильева.
"Национальная система общего образования должна лечь в основу нашего движения вперед. И вы знаете, что в прошлом году Российским союзом ректоров была запущена новая рейтинговая система вузов, которая стала очень престижной для высей школы многих стран мира. У нас было предложение создать по такому же принципу национальный рейтинг общего образования, - рассказала Ольга Васильева. - И я думаю, мы это сделаем".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"