Рачик Ашотович, вы теперь курируете еще и стройку. Что необходимо поменять в отрасли?
Рачик Петросян: Строительная отрасль - большая распределенная система со множеством одновременно действующих управленческих механизмов. Поэтому изменения в отрасли могут быть эффективными только при условии того, что они будут носить системный характер. Залогом развития отрасли является, прежде всего, развитие конкуренции в ней, для чего и была разработана "дорожная карта". С помощью цифровизации предполагается решить множество проблем, связанных с административными барьерами, эффективностью ценообразования в строительстве, выбором наиболее эффективных инвестиционных решений.
Малые и средние компании массово уходят с этого рынка. Кто останется?
Рачик Петросян: Не так давно мы завершили мониторинг состояния конкуренции на рынке строительства, реконструкции и капремонта автодорог федерального значения. Исследование показало, что на указанные работы в 2015-2016 годах было затрачено 447,4 миллиарда рублей. Половину всех выполненных и оплаченных работ поделили между собой три участника рынка (две группы лиц и одна компания), и их доля растет из года в год за счет сокращения доли более мелких компаний. Убежден, что государство должно создавать комфортные условия для роста числа малых и средних предприятий, поскольку именно они являются залогом развития отрасли.
Для этого необходимо максимально ограничить искусственное укрупнение лотов на закупках дорожных работ. Понятно, что дробить единый крупный строительный объект не только неэффективно с точки зрения экономики, но даже опасно. А вот когда речь идет о содержании или текущем ремонте множества дорог местного значения, то в закупке таких работ должны участвовать все компании, имеющие соответствующие допуски СРО и готовые предоставить финансовые гарантии за качество работ. Да, добросовестная конкуренция существенно повысит эффективность отрасли и снизит расходы бюджета.
Сейчас мы завершаем анализ состояния конкуренции на рынке кадастровых работ. Планируем до конца осени представить результаты. В планах до конца года - мониторинг распределения земель сельскохозяйственного назначения.
Как же будете ограничивать искусственное укрупнение лотов? Как я поняла, речь идет только о дорожных работах?
Рачик Петросян: В соответствии с комплексной "дорожной картой", утвержденной правительством и включающей 18 отраслей, будет проведен анализ практики формирования лотов по всей стране, разработаны критерии допустимости объединения видов работ и объектов в один лот. Действительно речь идет, прежде всего, о дорожных работах. Например, не так давно в суде рассматривался спор ФАС и Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. Региональный минтранс закупал услуги по содержанию 8700 км дорог на территории всего субъекта на сумму более 15 миллиардов рублей, исключив возможность участия в аукционе организаций, заинтересованных в выполнении работ в отдельных административных единицах области, а также ограничив доступ к участию в закупке субъектов МСП.
ФАС была инициатором перевода госзакупок в электронный формат. Теперь вы заявляете, что и строительная отрасль должна быть переформатирована. Как перевести стройку в "цифру"?
Рачик Петросян: Для успешной цифровизации необходимо объединить функционал действующих электронных систем. И на цифровой платформе собрать воедино все обязательные требования, госуслуги и процедуры, электронные документы, например, разрешение на строительство или заключение экспертизы проектной документации. Внедрить в рамках одной платформы возможность заключения и исполнения контрактов, аналитику накопленных данных.
Эти предложения были подготовлены совместно с минстроем, минэкономразвития и минсвязи и попали в "дорожную карту" развития конкуренции в различных отраслях экономики. Создание современной цифровой платформы позволит осуществлять все процедуры в строительстве в электронном виде по принципу "одного окна". Таким путем уже пошел ряд регионов: Москва, Московская область, Татарстан и Тюмень. Например, в Москве все услуги предоставляются через портал mos.ru. И в "дорожной карте" предусмотрено создание единой для всей страны цифровой платформы в строительстве. В процессе ее реализации будут учтены, в том числе, мнения регионов, которые находятся на передовой цифрового развития. Будем смотреть разные варианты решения задачи, например, интеграцию успешно функционирующих систем.
Что должно измениться в работе компании-застройщика?
Рачик Петросян: Цифровизация должна упростить работу бизнеса, от упрощения и унификации форматов взаимодействия с государством выиграют, прежде всего, малые и средние компании. Должны быть установлены единые стандарты прохождения процедур в строительстве. Например, таких процедур, как оформление прав на земельный участок, получение технических условий подключения к сетям, получение градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию, оформление прав собственности и т.д. Единые стандарты подразумевают одинаковый минимальный набор документов, представляемых бизнесом в госорган. А большую часть документов и сведений органы власти должны получать в рамках межведомственного электронного документооборота. И все эти процедуры должны осуществляться в одинаковые сроки по всей стране.
И доступны в одном окне?
Рачик Петросян: Да, все процедуры должны быть доступны в одном окне - личном кабинете застройщика, вне зависимости от того, в какой орган он обращается. Маршрутизация заявлений, запросов, ответов на них - это дело электронной системы. Застройщик должен подать заявление в личном кабинете и там же получить результат. Кроме того, сегодня для всех регионов доступно, например, типовое программное обеспечение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), которое размещено в национальном фонде алгоритмов и программ. Опция доступна для бесплатного использования любым регионам и муниципалитетам.
ФАС рассмотрит жалобу за две недели
По каким вопросам чаще всего не могут договориться строительные компании и местные власти?
Петросян: Основная часть жалоб в сфере строительства, поданных в антимонопольные органы, касается затягивания сроков. К примеру, нарушаются сроки выдачи разрешений на строительство или ввод объекта в эксплуатацию.
С поправками, которые вводят ускоренную процедуру обжалования, вступившими в силу 10 августа этого года, застройщики могут рассчитывать на оперативное решение проблемных вопросов. К примеру, если орган власти запрашивает документы, не предусмотренные строительным законодательством, исчерпывающими перечнями, или, напротив, отказывается принимать какие-то документы или заявления. Милости просим в ФАС. Мы вынесем окончательное решение по жалобе максимум в течение 14 дней и выдадим предписание, чтобы восстановить справедливость и защитить права предпринимателей.
Помимо выявленных ФАС картелей в сфере строительства известно много случаев, когда муниципалитеты рассчитываются с подрядчиками за невыполненные работы. Переход на цифру что-то может изменить?
Петросян: Все подобные правонарушения станут заметными. Останутся электронные следы, по которым легко доказать совершенное правонарушение. Кроме того, методами машинного анализа больших данных картель намного проще выявить.
На сегодня благодаря цифровизации процесса госзакупок выиграть госконтракт для опытной и финансово обеспеченной компании стало намного проще. Однако на стадии исполнения контракта подрядчик не защищен перед произволом недобросовестного заказчика. Решить эту проблему как раз и поможет цифровизация процесса исполнения договоров.