Можно было предполагать, что нынешний Kremlin Gala будет особенно эффектным: этот год проходит под знаком 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа. В России это событие стало поводом для проведения Года русского балета. Программа действительно впечатляла - чуть ли не у половины из двух десятков номеров стояла строчка "российская премьера". А открывался концерт и вовсе номером "Посвящение Мариусу Петипа", который специально для Kremlin Gala поставил как деликатное подражание классику Василий Медведев. Солировали в нем юные солисты Большого театра Алена Ковалева и Якопо Тисси, чьи бесчисленные дебюты в последнее время раскололи московских балетоманов. Пара предъявила все то, что стало предметом яростных обсуждений: огромный потенциал, сияние юности, очевидную индивидуальность с одной стороны, и недорепетированность, отсутствие отделки деталей и неумение бороться за каждый элемент на сцене.
Самым странным в юбилейном Kremlin Gala стало то, что организаторы полностью отказались от хореографии самого Петипа. Вероятно, тем самым они хотели акцентировать: несмотря на то, что старый балетмейстер дожил даже до эпохи кино, мы не можем точно определить, что в сохранившихся па-де-де принадлежит ему, а что - его поздним редакторам. Программа оказалась заполнена преимущественно второсортными поделками второстепенных хореографов, в которых не разглядеть было достоинств Марсело Гомеса, Люсии Лакарры, Роберто Болле - танцовщиков высшей лиги современного балета.
К счастью, среди исключений оказалась еще одна мировая премьера - словачка Наталия Хоречна поставила, по сути, одноактный балет для двух пар "Любовь в свободном полете" на музыку Баха. Хореографию, ищущую баланс между неоклассическим балетом и современным танцем, удачно представили Элиза Кабрера и Михаил Канискин из Берлинского балета и солисты Гамбургского балета Сильвия Аццони и Александр Рябко. Абсолютное взаимопонимание партнеров в парах, стремление воплотить в движениях музыку сделали мировую премьеру не только формальным центром Kremlin Gala.
Эффектно в контексте вечера выглядели несколько прорвавшихся в программу неоклассических шедевров ХХ века. Но для презентации новой московской звезды Оксаны Кардаш, представляющей Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, вместо французского Grand Pas Classique больше подошло бы любое па-де-де Петипа. Ее коллега по театру Анастасия Лименько представила богиню Диану из "Эсмеральды" мурлыкающей кошечкой, которой буквально вскружил голову, отправив в водоворот вращений, Осиэль Гунео из Баварского балета. Зато в своей тарелке оказался Даниэль Ульбрихт из New York City Ballet в дуэте с примой Большого театра Ниной Капцовой, станцевавший "Тарантеллу" Баланчина. Он пластически артикулировал все ритмические синкопы номера, энергию внезапных больших прыжков, которые эффектно вписал в необъятные пространства сцены Кремлевского дворца. Это и был тот живой, изменяющийся, вбирающий все воздушные потоки танец, который и оставил наследникам Петипа.